Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура

Рисунок 3 - Кривая предложения

Кривая предложения показывает, что чем выше цена товара, тем больше предложение. Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров (услуг) находится в прямой зависимости от цены единицы товара (услуги). Такая зависимость между ценой и предложением обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит, сильнее стимул наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары. Кривая предложения представляет собой иллюстрацию закона предложения, т.е. движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением и определяющими его факторами. Эту зависимость можно выразить следующей формулой:

, (4)

где - объем предложения товара х в единицу времени;

РХ – цена предложения;

РУ,….РZ – цены на товары-конкуренты;

К – уровень технологий производства;

L – налоги и дотации;

N – цены на ресурсы;

q – количество продавцов.

Объем предложения меняется только при изменении цены. Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем изменилась цена и неэластична, если его изменение меньше, чем изменение цены. Эластичность предложения зависит также от резервов производственных мощностей, от количества времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен, от уровня товарных запасов и других факторов.

Поскольку предложение связано в изменение производственного процесса, оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении эластичности предложения (рассматривают краткосрочный период, среднесрочный период и долгосрочный).

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами соотношение спроса и предложения, которое и определяет рыночную конъюнктуру. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, что­бы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит произво­дитель-продавец, который заинтересован в продаже това­ров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, пред­назначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хо­чет продать его подороже. Поэтому потребители предлага­ют за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Вы­ше этой цены рыночная цена подняться не может — у пот­ребителей больше нет денег на покупку.

У производителей-продавцов другие интересы. Они за­интересованы в продаже товара подороже и поэтому пред­лагают цены предложения. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда про­изводство и сбыт становятся нерентабельными. Это несов­местимо с экономическим интересом производителя-продав­ца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, поэтому они понесут убытки.

Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.

Равновесие — закон для каждого конкурентного рын­ка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, под­держивается стабильность экономической системы в целом.

Рынок — это динамичное явление с тенденцией к пос­тоянным переменам. Поэтому говорить о существовании условий для идеального равновесия не приходится. Рыноч­ным равновесием считают такую точку, вокруг которой пред­ложение и спрос совершают движение без видимых изме­нений рыночной конъюнктуры.

В результате взаимодействия спроса и предложения ус­танавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена — равновесной.

*

Р

Д S

Е

О Q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: