Рисунок 3 - Кривая предложения
Кривая предложения показывает, что чем выше цена товара, тем больше предложение. Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров (услуг) находится в прямой зависимости от цены единицы товара (услуги). Такая зависимость между ценой и предложением обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит, сильнее стимул наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары. Кривая предложения представляет собой иллюстрацию закона предложения, т.е. движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением и определяющими его факторами. Эту зависимость можно выразить следующей формулой:
, (4)
где - объем предложения товара х в единицу времени;
РХ – цена предложения;
РУ,….РZ – цены на товары-конкуренты;
К – уровень технологий производства;
L – налоги и дотации;
N – цены на ресурсы;
q – количество продавцов.
Объем предложения меняется только при изменении цены. Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем изменилась цена и неэластична, если его изменение меньше, чем изменение цены. Эластичность предложения зависит также от резервов производственных мощностей, от количества времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен, от уровня товарных запасов и других факторов.
Поскольку предложение связано в изменение производственного процесса, оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении эластичности предложения (рассматривают краткосрочный период, среднесрочный период и долгосрочный).
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами соотношение спроса и предложения, которое и определяет рыночную конъюнктуру. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку.
У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, поэтому они понесут убытки.
Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.
Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.
Рынок — это динамичное явление с тенденцией к постоянным переменам. Поэтому говорить о существовании условий для идеального равновесия не приходится. Рыночным равновесием считают такую точку, вокруг которой предложение и спрос совершают движение без видимых изменений рыночной конъюнктуры.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена — равновесной.
*
Р
Д S
Е
О Q