Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Ценовое регулирование деятельности монополий

Сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть достаточно широкой, адаптированной к особенностям национальной экономике. Монополизированная структура производства в Республике Беларусь, доставшаяся в наследство от прежних времен, неизбежно создала трудности в формирование конкурентной среды и рыночных цен.

Хозяйственные субъекты могут занимать доминирующее положение на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию и затруднять доступ на рынок другим предприятиям. Доминирующим считают такое положение предприятия, доля которого на рынке данного товара превышает предельную величину, которую ежегодно устанавливает Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики Республики Беларусь. Регулирование цен осуществляется как на продукцию естественных монополий, так и искусственных. К первым относят отрасли, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло и т.д.). Цель антимонопольного законодательства – обеспечить доступность для потребителей товаров (услуг) этих предприятий за счет определения экономически обоснованных цен. Деятельность таких предприятий должна контролироваться, прежде всего, по формированию издержек. Надо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения. При регулировании деятельности искусственных монополий надо выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально. Если да, то, скорее всего, свободные высокие цены будут способны привлечь новых производителей, если – нет, то следует направить усилие, чтобы устранить недостатки этого рынка, открыть рынок для национальных и зарубежных фирм. Рынок лучше, чем государственные органы, способствует предложению товаров нужного качества, количества и ассортимента.

Предприятия-монополисты включаются в специальный Государственный Реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке данного товара. Формирование его осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики. Местные органы власти выделяют такие предприятия и вносят предложения о включении их в Реестр. Если предприятие включено в Реестр, то оно контролируется государством по той номенклатуре, по которой оно является монополистом.

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприя­тий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которой устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприя­тия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных ан­тимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет до­пущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие ис­ключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из пред­приятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регули­рование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из раз­делов реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприя­тия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ адми­нистративно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприяти­ями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: ус­тановление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тари­фов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет со­бой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлени­ем калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

Для преодоления монополизма и поддержания на рынке определенного уров­ня конкуренции считается необходимым придание установлению цен так называ­емой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за ис­ключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким образом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных органов. Правительственные услуги, лицензии, квоты должны предоставляться в соответствии с правилами и законодательными нормами. Это не позволит созда­вать почву для взяточничества, коррупции в органах государственной власти и на государственных предприятиях.

В нашей республике, когда идет процесс формирования многоукладной эконо­мики и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разработка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно примеров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, респуб­ликанский радиотелепередающий центр пытался установить для негосударствен­ных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повышающим коэффициентом к основному тарифу, Белорусская железная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д.

3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установ­ление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее воз­можного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в це­лях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления моно­польной властью. Различают несколько видов монопольных цен:

- монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью полу­чения сверхприбыли и (или) компенсации обоснованных затрат за счет ущемле­ния экономических интересов других предприятий или граждан;

- монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде зат­рудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает кон­куренцию на рынке определенного товара;

- монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая предприяти­ем, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в це­лях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Монопольно высокие цены можно установить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения свер­хприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого (снижение качества продукции при формально неизменной величине выпуска) сокращения объемов производства; скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качест­ва товара) и др. Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других пред­приятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием, доминирующим положением на рынке. Необхо­дим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование дина­мики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены.

О доминирующем положении предприятия можно судить по динамике объе­мов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более высокими темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показа­телями, являются свидетельством наличия монопольного эффекта.

Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируе­мую продукцию в динамике. При этом о злоупотреблении доминирующим положе­нием на рынке свидетельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены про­веряемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприя­тии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответствующими. При сопоставле­нии в качестве конкурентной может рассматриваться цена, сложившаяся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом) или сконструированная (базовая) цена, рассчитанная на основе цены продукции проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или регионального) индекса цен и реально складывающимся соотношением спроса и предложения.

О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном ис­пользовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала пред­приятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связан­ным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеот­раслевым уровнем и т.д.

При установлении факта монопольно высокой цены в результате проведенно­го анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов про­изводства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в про­дукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную пла­ту или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работаю­щих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрения дел, решение вопросов о применении штрафных сан­кций за установление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положе­нием о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательс­тва, утвержденного государственными органами по антимонопольной политике.

3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений

К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые со­глашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответ­ствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрез­мерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является по­лучение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договорен­ности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их времен­ным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглаше­ния неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доми­нирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Пос­тавщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которо­го состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установле­ние одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциации цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.).

Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта, использование специфи­ческих методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ог­раничений на объемы производства (например, установление квот), требование от­числений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и др.

Разновидностью ценовых соглашений является также обмен информацией в об­ласти цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру. Обмен информацией о текущих ценах или количествах — это замена формального соглашения о ценах, так как такого рода информация — это все, что необходимо для того, чтобы сговор заработал. Еще в большей степени это относится к информа­ции о будущих ценах.

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного проведения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг предприятий, участвующих в соглашении, определяется соответствующий товарный рынок и проводится анализ этого товар­ного рынка. В процессе анализа выявляется круг параметров, по которым могут конкуриро­вать предприятия, и какое место среди них занимает цена товара. На рынках, где затруднена или практически исключается иная конкуренция, кроме ценовой, легко заключить соглашение и осуществлять надзор за его исполнением со стороны участ­ников соглашения. Если же субъекты хозяйствования могут конкурировать по дру­гим параметрам, кроме цен, то ценовое соглашение может не представлять угрозу конкуренции.

На рынках, где присутствует небольшое число продавцов, могут быть ограни­чены возможности входа на рынок новых продавцов ввиду большой суммы первоначального капитала, недостатка специалистов или отсутствия ноу-хау, убежде­ния, что в данной отрасли низкие прибыли или продукт неудобен для транспорти­ровки. При наличии незначительных препятствий входу на рынок или существова­ния продуктов-заменителей сговор ни к чему не приведет, поскольку у предприя­тий просто не будет стимула присоединяться к сговору. Новые предприятия смогут продавать свой товар по более выгодным ценам. Потребители же смогут выбрать товар по более умеренным ценам.

Кроме анализа рынка проводится анализ особенностей товара, в ходе которо­го устанавливаются:

- виды потребления товара и связанные с ними типы потребителей. Диффе­ренциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

- насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой - облегчена возможность согласования цен;

- наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда товары взаимозаме­няемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

- насколько схожи условия производства товаров у различных производи­телей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производст­ва товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения;

- насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стимулирует их на заключение соглашений по поддержанию цен;

- особенности системы налогообложения для производителей и посредни­ков товара (разница в величине налогов может способствовать появлению со­глашений вертикального типа).

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе путем согласованных действий ограничи­вать конкуренцию. Критериями ограничения или препятствия для развития конку­ренции могут служить влияние соглашения на независимость принятия экономиче­ских решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует рассматривать со­глашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выяснится, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруд­нять доступ на рынок другим субъектам хозяйствования или иным образом огра­ничивать свободу их экономической деятельности, то экспертиза прекращается.

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обра­щается внимание на документальное подтверждение сговора. Такие подтвержде­ния можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, сче­тов, накладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д.

Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть найдены чаще при верти­кальных соглашениях, ограничивающих конкуренцию, так как различные ограничи­тельные положения иногда включаются в договор поставки и другие договоры, заклю­чаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление скидок и надбавок, навязывание дополнительных условий, прейскурантов). Возможны также косвенные доказательства в виде обмена информацией между представителями предприятий посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят предприятия.

При доказательстве ценовых соглашений следует учитывать, что не всякое со­гласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглаше­ние. При наличии небольшого числа предприятий на рынке, а также имеющегося дефицита товара может иметь место согласованность их действий по установлению цен, т.е. параллельное поведение.

Доказать параллельность действий на рынке недостаточно, необходимо изу­чить формы ограничения конкуренции, которые свидетельствуют о наличии анти­конкурентного ценового соглашения. К ним можно отнести ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рынок при наличии неудовлетворенности спроса и достаточно высокого уровня рентабельности, ограничение доступа к сы­рью и материалам других производителей, желающих выйти на этот рынок, огра­ничение доступа к товаропроводящей сети.

В случае подтверждения факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановле­нии уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу антиконкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на субъекты хозяйствования и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: