Планирование производства, особенности структуры себестоимости в энергетике

3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

НА ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЯХ

Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций в энергокомпании, поскольку оно связано с ее целями, альтернативным выбором оптимальных управленческих решений, определяет действия как перспективные, так и текущие. Планирование находит отражение во всех функциях менеджмента энергокомпании, но логически оно предшествует им, т.е. менеджеры организуют, контролируют, стимулируют и руководят в соответствии с планами [9].

В отличие от прогноза план имеет четкую целевую ориентацию, адресность, формируется в одном (оптимальном) варианте, включает ожидаемые результаты в виде соответствующих количественных опенок. Это директивный документ, обязательный для исполнения структурными подразделениями энергокомпании.

В крупной энергокомпании составляются различные виды планов. В зависимости от классификационного признака их можно сгруппировать следующим образом:

1. По уровню управления: а) корпоративные - компании в целом; б) отдельного структурного подразделения (обособленного подразделения, филиала, вида бизнеса); в) цеха, сетевого района, отдела; г) проекты; д) задачи.

2. По временному признаку: оперативные (на квартал, месяц, неделю, сутки, смену); текущие (годовые); среднесрочные (2-5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

3. По типу планирования: тактические; стратегические; нормативные (бюджетные).

4. По объекту планирования (предметом области): производства; сбыта; капитального строительства; топливоснабжения; материального снабжения; по кадрам; финансам; инвестициям; повышения эффективности производства и др.

5. По составу лиц, участвующих в планировании: традиционный - осуществляемый специалистами-плановиками и партисипативный - с вовлечением в процесс планирования всех, кого оно непосредственно затрагивает.

Термин «система планов» употребляется для обозначения комплекса взаимосвязанных подпланов, проектов, программ. План - это документ, фиксирующий решения относительно целей, стратегий, программ и распределения ресурсов. Система планирования тем сложнее, чем больше риск от принятия неправильного планового решения.

План с изложением ожидаемых результатов в числовом выражении называется бюджетом. В узком смысле назначение бюджета состоит в сравнении фактических затрат с плановыми показателями и осуществлении на этой основе контроля.

Задачи и исходные данные производственной программы. Деятельность любого предприятия, фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющейся экономической, правовой и политической ситуации. В таких условиях виды выпускаемой продукции, количество, технология производства и другие параметры производственной деятельности находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. В целях решения данных проблем на предприятиях разрабатываются производственные программы.

Производственная программа - это задание по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству продукции, направленная на удовлетворение потребностей потребителей. Прибыль, рентабельность и другие параметры производственной деятельности определяют профиль и уровень специализации и соответственно основные составные части производственной программы.

Основные задачи производственной программы:

- обеспечение максимального выпуска продукции с целью удовлетворения потребностей потребителя с учетом спроса на эту продукцию;

- повышение качества и конкурентоспособности производимого товара;

- улучшение использования производственных мощностей, основных фондов, материальных и трудовых ресурсов;

- повышение размера прибыли и уровня рентабельности;

- эффективное использование математических методов и вычислительной техники при обосновании оптимального размера производственной программы.

Производственная программа может разрабатываться на длительный, среднесрочный и краткосрочный период.

При разработке программы на длительный период применяются укрупненные расчеты. На базе укрупненных расчетов разрабатывается производственная программа на краткосрочный период в соответствии с заключенными договорами.

Производственная программа включает разработку следующих составных частей: номенклатура выпускаемой продукции; ассортимент; расчет объема продукции в различных измерениях (натуральных, стоимостных); обоснование программы производственными мощностями.

При разработке данных разделов используется большое количество исходных данных: маркетинговые исследования по спросу на продукцию; необходимый сбыт продукции в часть количества, цен, расчета величины поставок; данные самого предприятия - применяемая технология, наличие мощностей, трудовые ресурсы; сведения об использованном сырье, материале, необходимых комплектующих и пр.

Основная проблема при разработке оптимальной программы связана с возможностью предприятия сбывать свою продукцию, так как изготовление всех видов продукции подвергается различного рода колебаниям. Например, коньюнктурным - долгосрочные колебания в большинстве случаев требуют не только обоснования необходимых производственных мощностей, но и ввода возможного изменения режима работы предприятия. Колебание спроса - учет данных колебаний также необходим в связи с часто меняющейся ситуацией на рынке.

Содержание производственной программы энергетической компании. Гражданским кодексом (часть II) в параграфе «Энергоснабжение» определено, что правовые взаимоотношения поставщиков и потребителей энергии в условиях рыночной среды является договор энергоснабжения, по которому поставщик обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении электрических и тепловых сетей, исправность энергопотебляюшего оборудования и приборов учета [11].

В договоре между поставщиком и потребителем энергии указываются: предмет договора, обязанности и права поставщика и абонента, а также указывается, в каких точках сети, кем и когда должен производиться учет электроэнергии и контроль энергопотребления, по какому тарифу рассчитывается абонент за потребленную энергию, определяется порядок расчетов за пользование электрической энергией, указываются условия оплаты за превышение (сокращение) потребления электрической энергии и мощности по сравнению с договорной величиной.

На основании заключенных договоров энергетические компании планируют производственную программу, в том числе выработку энергии, обеспечивающую потребность абонентов с учетом технологического расхода энергии при передаче, расхода энергии на собственные нужды энергопредприятий, производственные и хозяйственные нужды энергокомпаний, покупка и/или продажи энергии на оптовый рынок.

Основным методом планирования энергетического производства является балансовый метод - метод сопоставления имеющихся ресурсов и потребности в них. Планы производства рассчитываются исходя их оценки потребности в ресурсах при составлении частных балансов, в том числе:

- топливного баланса по видам и маркам топлива;

- баланса тепловой энергии по видам теплоносителей (пар, горячая вода) и их парам (давлению, температуре);

- баланса электрической мощности и энергии;

Отличительной особенностью применения балансового метода в электроэнергетике является необходимость соблюдения баланса не только между годовым потреблением энергии и ее производством (баланс энергии), но и между потребляемой и генерируемой в каждый момент времени мощностью (баланс мощности). Обязательность соблюдения баланса мощности обусловлена тем, что электрическая энергия не может запасаться впрок.

Производственная программа энергетической компании разрабатывается в виде топливноэнергетического баланса в разделе «План производства» бизнес-плана компании.

Применительно к составлению «Плана производства» вертикально-интегрированной компании (АО-энерго) ключевыми задачами данного раздела бизнес-плана являются:

1) инвентаризация производственного оборудования, результатом которой является оценка производственного потенциала (мощности) компании;

2) составление плана-графика проведения ремонтов с указанием выводимого в ремонт оборудования, сроков проведения ремонтных работ, исполнителей и затрат на проведение ремонтов;

3) расчет располагаемой и рабочей мощности электростанций и АО-энерго;

4) составление баланса генерируемой мощности и нагрузок потребителей (баланса мощности), определение избытка или дефицита мощности и источников его покрытия;

5) планирование распределения электрической нагрузки между электростанциями энергосистемы, расчет плановой выработки и отпуска тепла электростанциями и АО-энерго, и составление планового баланса выработки и потребления электроэнергии (тепла);

6) на основе планового отпуска электроэнергии и тепла по каждой из электростанций и АО-энерго в целом рассчитывается плановая потребность по видам топлива, составляется топливный баланс и план закупки топлива компанией;

7) рассчитывается плановая смета затрат на производство и реализацию энергии и калькуляции себестоимости энергии.

В результате составления плана производства рассчитываются частные балансы (балансы электрической энергии и мощности, балансы тепловой энергии и мощности, баланс топлива), формирующие топливно-энергетический баланс компании.

Показатели производственной программы и методика их определения. Показатели производственной программы определяются в натуральном и стоимостном измерении. На первом этапе разработки производственной программы применяются натуральные показатели, определяется номенклатура выпускаемой продукции, ассортимента, вида услуг. На втором этапе используются стоимостные показатели: объем валовой продукции, товарной продукции и реализованной продукции, показатели валового и внутризаводского оборота.

Под номенклатурой продукции понимается группа изделий, характеризующих основные направления производства данного предприятия. Ассортимент - это разновидность определенных групп продукции, имеющих одинаковое назначение. Товарная продукция - это стоимость производимых изделий, предназначенных для реализации на сторону, а также стоимость полуфабрикатов, инструментов, оснастки, услуг промышленного характера также реализуемых на сторону.

Реализованная продукция (Пр) - это стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, а также услуг промышленного характера, которые реализованы на сторону и оплачены потребителями. При расчете объема реализованной продукции обязательно учитываются остатки готовой продукции (ОГП) на складах и объем отгруженной продукции на начало, и конец планируемого периода.

Пр = ОГП на к.п. - ОГП на н.п. + ТП

Валовая продукция (ВП) включает в себя товарную продукцию и стоимость прироста (убыли) остатков полуфабрикатов, инструмента, приспособлений, а также той продукции, которая в незаконченном виде находится на рабочих местах, складах и т.д.

ВП = ТП + ОНЗП на н.п. – ОНЗП на к.п.,

где ОНЗП - остатки незавершенной продукции.

Валовый оборот - сумма продукции, производимой всеми - цехами, независимо от того, потребляется ли она внутри предприятия или реализуется на сторону.

В современных условиях естественно, что целью деятельности любого предприятия является получение прибыли, поэтому выходя со своим товаром на рынок предприниматель планирует: получить определенную выручку (доход); покрыть издержки производства. В настоящее время для обоснования объема выпуска продукции выделяют три вида выручки: валовая выручка, средняя выручка и предельная выручка.

Валовая выручка - это денежная сумма, полученная при продаже продукции.

ВВ = Цр · N,

где Цр - рыночная цена; N - количество продукции.

Средняя выручка - это выручка приходящаяся на единицу выпущенного товара.

СВ = ВВ / N

Предельная выручка - прирост выручки, полученной при продажи дополнительной единицы продукции.

ПВ = ΔВВ / ΔN.

Объем продаж - стоимость товаров и услуг, реализованных потребителю.

Р = Цт · N,

где Цт - цена за единицу товара, N - количество товара.

Проблема измерения этого показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. В связи с этим особое внимание следует уделять выбору временного интервала, за который он подсчитывается (неделя, декада, месяц, квартал, год). Для нужд бухгалтерского учета и технического планирования данный показатель рассчитывается в текущих ценах.

Эти показатели используются при обосновании объема продукции с целью получения прибыли.

Обоснование производственной программы. Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции при эффективном использовании оборудования, производственной площади в заданном режиме работы (в зависимости от количества смен).

Различают три вида мощности:

- входная мощность - мощность на начало планового периода, равна фактической мощности за прошлый период;

- выходная мощность или мощность на конец планового периода

Мк.г. = Мн.г. + Мвводимая – Мвыводимая;

- среднегодовая мощность формируется на основе разработки балансовой производственной мощности.

Мср.год = Мн.г. + Ср.Мвводимая – Ср.Мвыводимая.

Ср.Мввод = (Мввод · t) / 12,

где t - количество месяцев работы оборудования.

Аналогично рассчитывается среднегодовая выводимая мощность. Мощность измеряется в натуральном и стоимостном выражении.

Все виды мощности необходимы при составлении баланса производственной мощности и для обоснования производственной программы. Мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов (т.е. самые трудоемкие цеха на предприятии). Мощность цеха определяется по мощности ведущего участка. Мощность участка определяется по мощности ведущей группы оборудования.

3.2.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ТАРИФЫ

НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ В ЭНЕРГОКОМПАНИИ

Цены и ценообразование. Основные понятия. Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что, в конечном итоге, скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Таким образом ценовая стратегия предприятия - суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж. Попробуем рассмотреть различные варианты действия предприятия по установлению цен на реализуемую продукцию.

Цена - денежное выражение стоимости товара, работы (услуги) или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.

Ценообразование - это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.

В соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» ценообразование представляет собой деятельность всех хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и управления по установлению стоимости единицы продукции, используемой во взаиморасчетах поставщиков и потребителей данной продукции, а также по применению и контролю за ценами.

Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и тарифов. Различают два важнейших вида ценообразования:

- регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;

- конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Тарифы - это стоимость единицы продукции или услуги, по которой осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, и оказываемые услуги.

В систему тарифов (цен) на рынке энергии и мощности входят:

1) тарифы (цены) на электрическую энергию на оптовом рынке и/или их предельные (минимальные или максимальные) уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли;

2) тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке;

3) тарифы (размер платы) за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке тепловой энергии.

В процессе формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию учитываются:

- особенности процессов производства и потребления энергии (Невозможность складирования энергии и тепла, необходимость в любой момент времени обеспечить увеличение производства и передачи энергии в соответствии с потребностью потребителей, поддержание рабочей мощности в работоспособном состоянии, которое сопряжено с затратами, они имеют место независимо от объема энергопотребления и должны учитываться в составе тарифа. Дополнительно в тарифе должны учитываться затраты на содержание резервных мощностей, необходимых для обеспечения надежного энергоснабжения. Более равномерный режим энергопотребления способствует сокращению удельных расходов топлива производство энергии и топливных затрат, а также снижению максимальных нагрузок энергосистемы и экономии капитальных затрат в результате возможного сокращения ввода новых мощностей.);

- особенности электрической и тепловой энергии как товара: Энергия - это товар, который в любой момент времени должен обладать определенным качеством (напряжением, частотой, синусоидальностью), соответствующим нормативным величинам, поддержание которых требует дополнительных затрат. Эластичность спроса на электроэнергию от величины тарифа в кратко- и долгосрочном периодах неодинакова. Спрос на электроэнергию начинает реагировать (снижаться) при двукратном увеличении тарифа (без учета электроемких потребителей). В долгосрочном периоде спрос на электроэнергию может быть более эластичен, поскольку в результате: изменения тарифов возможны перемены в технологии промышленных процессов и изменения стиля жизни населения.

- особенности рынка энергии и мощности. Энергетический рынок одновременно является монопольным и конкурентным. Так, для большинства населения розничный рынок электроэнергии - монопольный, так как индивидуальный потребитель, как правило, не имеет возможности построить собственную электростанцию. Крупные потребители могут построить собственную электро- или теплогенерирующую установку, которая составит конкуренцию генерирующим установкам АО-энерго, территориально генерирующими компаниями.

Ценообразование - это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Установление цен включает следующие этапы:

- постановка задач ценообразования;

- определение спроса;

- определение издержек производства;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- установление цены.

Основными задачами ценообразования могут быть: 1) обеспечение выживаемости предприятия; 2) максимизация текущей прибыли; 3) завоевание лидерства на рынке; 4) завоевание лидерства по показателям качества.

Спрос – это количество товаров (работ, услуг), которое потребители готовы и желают приобрести по данной цене, в данный период и на определенном рынке. Определение спроса на товар, работу или услугу зависит от его вида. Существует два вида спроса: конкурирующий (когда есть товар-заменитель) и совмещенный (когда один товар дополняет потребление другого). Во всех случаях влияют вкусы покупателей, их доходы, общее число покупателей, цена товара и инфляционные ожидания.

В связи с этим могут быть: отрицательный спрос, отсутствие спроса, нерегулярный спрос, скрытый спрос, падающий (растущий) спрос, полноценный, чрезмерный и нерациональный спрос.

Анализ цен и товаров конкурентов позволяет выбрать ценовую стратегию предприятия. Это может быть стратегия дифференцированного, конкурентного, ассортиментного ценообразования, ценовая стратегия скидки на вторичном рынке, стратегия периодической скидки, случайной скидки, стратегия по кривой освоения, географии сбыта, продажи.

Выбор метода ценообразования зависит от основной ориентации - либо на производство, либо на рыночный спрос. Выделяют методы полных, предельных, стандартных, прямых издержек производства, метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Порядок формирования цен. В рыночных условиях формирование цен предопределяется двумя группами факторов:

1) платежеспособность населения, т.е. средний доход на душу населения и доля дохода, приходящаяся на определенную группу населения. Так, по товарам, пользующимся наибольшим спросом у населения, платежеспособность которого достаточно высока, периодически может возникать дефицит, что приводит к росту цен. В свою очередь, падение цен наблюдается в случае, если на рынке появился излишек по определенной номенклатуре товаров для группы населения с низким средним доходом. Такое появление цен является объективным, поскольку платежеспособность населения имеет большой разброс;

2) количество потребителей, особенно на товары первой необходимости, потребительское ожидание влияет на рост цен, например, в результате денежной эмиссии (инфляции) возрастает спрос на товар. И наоборот, цены снижаются, когда потребители резко сокращают покупки в ожидании роста дохода. Снижение цен, как правило, наблюдается по той номенклатуре продукции, для которой увеличивается объем сопровождающих товаров и товаров-заменителей.

Определенное влияние на изменение рыночных цен оказывают и такие факторы, как сезонность, цены на ресурсы, потребляемые товаропроизводителем, налоговая политика, различные льготы и скидки, которые могут повысить уровень кокурентоспособности товаров.

Ценовая политика также зависит от того, на каком этапе жизненного цикла находится товар. На первом этапе жизненного цикла процесс освоения производства изделия направлен на постепенное увеличение темпов роста объема производства, что способствует сокращению текущих издержек производства (себестоимости), но получаемая экономия недостаточна для снижения цены.

Для обеспечения роста спроса товаропроизводитель на втором этапе жизненного цикла может временно снижать цены для устранения конкурентов и при завоевании рынка устанавливать цены в соответствии с интересами спроса и производства.

Принципы формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Основополагающим принципом формирования тарифа для любого условно-замкнутого рынка является принцип сохранения балансов поставок (покупки) и отпуска (продажи) энергии (т.е. материальный баланс) и получения необходимой валовой выручки для осуществления данного вида деятельности (т.е. стоимостной баланс), обеспечивающей покрытие нормативных затрат на производство и передачу энергии, а также получение прибыли, достаточной для выплаты налогов и обеспечения развития энергоснабжающей организации. Основной принцип ценообразования заключается в том, что тарифы должны базироваться на полных издержках энергоснабжения, т.е. на так называемой стоимости обслуживания. Каждый потребитель должен полностью оплачивать затраты энергоснабжающей организации, связанные с его энергоснабжением, и обеспечивать необходимую для развития компании прибыль, основе формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию лежат следующие принципы:

- государственное регулирование тарифов в естественно-монопольной сфере деятельности (диспетчеризация, передача, распределение энергии) и переход к свободным рыночным ценам в конкурентной сфере (генерация);

- формирование тарифов (цен), исходя из обязательного раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче, сбыту энергии.

Система тарифов должна отвечать следующим основным требованиям:

1) устойчивое обеспечение энергетической компании финансовыми ресурсами для покрытия текущих и инвестиционных затрат;

2) соответствие тарифов дифференцированной стоимости обслуживания разных категорий потребителей;

3) стимулирование снижения издержек производства, передачи, распределения и реализации энергии;

4) рационализация режимов потребления электрической и тепловой энергии и снижение потерь сетях. Стимулирование потребителей в снижении нагрузки в часы максимальных пиковых нагрузок в энергосистеме и повышении ее в часы ночных провалов в графике нагрузки;

5) повышение эффективности энергоиспользования. Стремление максимально заинтересовать потребителей в энергосбережении и рациональном расходовании электрической и тепловой энергии;

6) приемлемость тарифов как для производителей, так и для потребителей энергии;

7) обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

8) обеспечение простоты измерений энергопотребления и расчетов с потребителями;

9) стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных групп потребителей;

10) ясность тарифов по своей цели и понятность потребителям энергии;

11) гибкость тарифной системы с дифференциацией тарифов по группам потребителей, по территориальным, временным зонам, по видам энергоносителей, качественным параметрам, надежности энергоснабжения.

Основные цели и принципы формирования тарифа на электрическую и тепловую энергию расписаны в Федеральном законе от 14.04.1995 г. 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

Система тарифов (цен) на электрическую энергию. В процессе обращения энергии на рынке применяют тарифы на покупку и тарифы на продажу энергии, которые могут иметь одно-, двух- и многоставочную структуру.

Система одноставочных тарифов на электрическую энергию характеризует плату за купленный/проданный киловатт-час активной электрической энергии. Одноставочный тариф - простейшая форма тарифов, при которой размер платы за потребленную энергию определяется по одной ставке (цене) за киловатт-час.

Одноставочный тариф бывает двух видов: пропорциональный и регрессивный. Пропорциональный одноставочный тариф на электрическую энергию предусматривает установление единой тарифной ставки за проданный (купленный) кВт·ч независимо от объема и режима потребления энергии. При этом плата за потребленную электроэнергию (Плэ) определяется умножением одноставочного тарифа (ТЭ) на объем потребления (ЭПОТР)

ПЛЭ = ТЭ * ЭПОТР (руб./год).

Данная форма одноставочного тарифа проста, понятна потребителю и требует для своего применения простейших приборов учета (счетчиков). В то же время размер одноставочного пропорционального тарифа не зависит от режима использования производственной мощности предприятия. Тариф одинаков как в часы ночного провала, так и в часы максимума нагрузки, в результате у потребителя отсутствует экономическая заинтересованность в улучшении режима использования производственной мощности собственно предприятия, следовательно, в уплотнении графика нагрузки энергосистемы. Одноставочные тарифы применяют для расчетов с населением, учреждениями, организациями, потребителями небольшой мощности.

Одноставочный регрессивный тариф предполагает изменение тарифной ставки за потребленный кВт·ч в зависимости от объема потребления энергии. В эту группу тарифов входят: ступенчатый тариф и блок-тариф.

Тариф с дифференцированной ставкой в зависимости от объема потребления энергии относится к группе социальных тарифов, так как они позволяют защитить население с низким уровнем доходов. Наличие среди населения малоимущих слоев, не имеющих возможности оплачивать потребленную энергию по ее реальной стоимости, приводит к необходимости определения предельно допустимого социального норматива электропотребления и выделения для данной социальной группы субсидий. Например, при применении блок-тарифа в пределах нормативного электропотребления оплата производится по более низкому тарифу, за сверхнормативные – по более высокому тарифу. Введение ступенчатого тарифа и блок-тарифа предполагает выделение среди населения групп с разным уровнем доходов и, в частности, групп населения, не имеющих возможности платить за электроэнергию по реальной стоимости.

К преимуществам одноставочных форм тарифов относятся их предельная простота в применении, а к недостаткам – отсутствие заинтересованности потребителей в выравнивании энергопотреблении в течении суток и невозмещение производителями энергии условно-постоянных затрат при нулевом энергопотреблении.

Система двухставочных тарифов предполагает использование различных моделей: 1) с платой за присоединительную мощность потребителями к сетям энергоснабжающих организаций; 2) с платой за заявленный собственный максимум нагрузки потребителя; 3) с платой за заявленную мощность потребителя, который он участвует в совмещенном максимуме нагрузки энергосистемы; 4) с абонентской платой.

3.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Себестоимость продукции - это стоимостная оценка природных ресурсов, сырья материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, используемых в процессе производства продукции, а также других затрат на ее производство и реализацию [9].

Себестоимость энергетической продукции и издержки ее производства входят в состав основных показателей деятельности энергопредприятий. Издержки производства (затраты) планируются путем составления сметы затрат. Планирование издержек необходимо и для определения расчетного объема финансовых средств энергоснабжающих организаций, включающего себестоимость и прибыль по основным видам энергетической продукции за планируемый период.

Смета затрат составляется, как правило, на год с использованием прогнозных цен, тарифов и других стоимостных оценок. Периодически смета уточняется (ежеквартально или ежемесячно) в связи с изменением цен, тарифов, уровня оплаты труда и других факторов, обусловленных состоянием экономической и финансовой среды.

В зависимости от полноты учета затраты определяются:

- цеховая себестоимость, учитывающая затраты в рамках цеха;

- производственная себестоимость, учитывающая затраты всех цехов и общехозяйственные расходы предприятия;

- полная себестоимость, дополнительно учитывающая внепроизводственные затраты компании.

В зависимости от цели расчета себестоимость определяется:

- фактическая (отчетная) себестоимость, отражающая затраты прошедшего отчетного периода и определяемая по данным бухгалтерского учета;

- плановая себестоимость, определяемая по плановым нормативам и характеризующая уровень затрат в плановом периоде;

- проектная себестоимость, отражающая ожидаемые затраты на производство продукции при реализации данного проекта и определяемая на основе норм расхода ресурсов, заложенных в проект.

Цель учета себестоимости - своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством, передачей, распределением и реализацией электрической и тепловой энергией, а также контроль за расходованием материальных и других ресурсов.

Цель планирования себестоимости – определение плановых затрат на производство, передачу и реализацию энергии как базы для формирования бюджета компании и использования для регулирования тарифов на энергию Федеральными и региональными органами исполнительной власти по регулированию тарифов.

Факторы, оказывающие влияние на себестоимость электроэнергии. При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности сопоставляются плановые и фактические показатели себестоимости энергетической продукции.

Состав издержек зависит от типа, состава и уровня энергетического объекта. В качестве объектов могут рассматриваться государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании, электростанции, предприятия электрических сетей (ПЭС), предприятия тепловых сетей (ПТС). Затраты АО-энерго включают:

ЗАО = ΣЗген + ΣЗсет+ ΣЗЦДУ+ ΣЗсбыт,

где Зген — затраты по отдельным генерирующим компаниям энергосистемы, входящим в состав АО-энерго как самостоятельные хозяйственные единицы; Зсет - затраты по сетевым компаниям энергосистемы; Зцду- затраты на содержание ЦДУ АО-энерго, предприятия которые осуществляют оперативно-диспетчерское управление деятельностью по генерации энергосистемы; Зсбыт – затраты по сбытовым компаниям энергосистемы.

Указанный состав издержек обусловлен соединением в единый комплекс генерирующих, передающих и распределяющих звеньев. Уровень издержек и себестоимости отдельной энергосистемы зависят от состава входящих в АО-Энерго электростанций, участвующих в покрытии единого графика нагрузки. Работа по единому графику нагрузки обусловливает колебание уровня себестоимости электроэнергии, производимой на отдельных электростанциях и в энергосистеме в целом, в зависимости от степени их участия в покрытии единого для объединений энергосистем графика нагрузки.

Себестоимость электроэнергии зависит:

- от природных факторов (наличия гидроресурсов, запасов органического топлива и т.д.);

- режима электропотребления;

- конфигурации сети, ее протяженности, плотности электрических нагрузок;

- структуры генерирующих мощностей;

- оптимизации режимов работы электростанций.

Чтобы принимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои расходы. Анализ издержек помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными; проверить хозяйственные показатели и ведение счетно-учетных операций; подскажет, как устанавливать цены, как применять данные о затратах для выработки тактических и стратегических решений, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли. Чтобы выявить наиболее слабые в экономическом отношении места, полезно провести сопоставление фактических и запланированных расходов.

Анализ издержек выявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены; определить динамику затрат: каким именно образом она воздействует на себестоимость и на себестоимость единицы продукции в зависимости от объема производства. В целом сведения о затратах требуются для определения, контроля и принятии решений по управлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер по повышению эффективности и постепенному снижению расходов. Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: для оценки факторов рентабельности, определения будущих направлений деятельности, оценки производственных запасов, распределения и минимизации затрат, для определения уровня безубыточности и т.д.

При определении издержек производства для АО-Энерго учитываются затраты по всем электростанциям, ПЭС и ПТС, входящим в их состав,

Ис = ΣИст + ΣИпэс + ΣИптс + ΣИобщ + ΣИпок,

где ΣИст - суммарные издержки по электростанциям; ΣИпэс – суммарные издержки по ЛЭП и подстанциям (ПЭС); ΣИптс – суммарные издержки по ПТС; ΣИобщ – общесистемные издержки АО-Энерго; ΣИпок– издержки на оплату покупной электроэнергии от параллельно работающих АО-Энерго.

При составлении сметы издержек по энергетической системе учитываются следующие статьи затрат:

Зс = Зт + Зв + Зсм + Звсп + Зусл + Зо.т. + Зе.с.нам + Зпок + Зпр,

где Зт – издержки на топливо на технологические цели; Зв – затраты на воду, включая платежи в бюджет за водопользование; Зс.м – затраты на сырье и материалы (в основном для проведения ремонтных работ); Звсп – затраты на вспомогательные (смазочные, обтирочные и прочие) материалы; Зусл. – затраты на услуги производственного характера; Зо.т. – затраты на оплату труда; Зе.с.н. – единый социальный налог; Зам – амортизация основных средств; Зпок – стоимость покупной энергии на производственные и хозяйственные нужды; Зпр – прочие затраты.

Потребность в средствах на оплату топлива на технологические цели определяется на основании нормативов удельных расходов топлива на производство электрической энергии и теплоты, рассчитываемых на базе нормативных энергетических характеристик энергетического оборудования и планируемого режима работы оборудования с учетом прогнозируемых цен на топливо и тарифов на перевозки.

Годовой планируемый расход топлива, ВГ, определяемый по нормативным удельным расходам топлива, составит:

ВГ = b· ЭГ + b· QГ,

где b, b - нормативные удельные расходы топлива на единицу теплоты и электроэнергии; ЭГ, QГ – планируемые объемы производства электроэнергии и теплоты.

Издержки на топливо с учетом потерь при транспортировке определяются по формуле:

Ит = Вг (1 + αn)ЦТ/ αк,

где αn – коэффициент, учитывающий потери топлива при транспортировке; ЦТ - прогнозная цена топлива с учетом транспортных расходов; αк – калорийный эквивалент.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы рассчитываются исходя из действующих норм и нормативов, с учетом прогнозируемых на планируемый период цен и тарифов на используемые сырье и материалы.

Расчет затрат на услуги производственного характера производится исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ с учетом прогнозируемых цен и тарифов на оказываемые услуги.

Расчет размеров расходов на оплату труда персонала, занятого в основной деятельности, определяется по отраслевым тарифным соглашениям. Методика расчета средств, направляемых на оплату труда, утверждается ФЭК России.

Издержки на заработную плату персонала ТЭС могут быть определены исходя из среднего фонда оплаты труда и штатного коэффициента:

Зз.п. = nуд * Nуст * Фг,

где nуд – удельная численность персонала; Nус - установленная мощность ТЭС; Фг – годовой фонд заработной платы одного работающего.

Выплата социальных взносов, в том числе отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование, предусмотренные действующим законодательством, определяется на основе установленных нормативов отчислений от фонда оплаты труда с учетом нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Расчет амортизации основных средств на их полное восстановление производится по нормам амортизационных отчислений, определяемых на основе срока полезного использования и первоначальной (восстановительной) или остаточной стоимости этих основных средств, в зависимости от выбранного способа начисления амортизации.

Аос = Σ (Нai/100) · Кi,

где Нai – норма амортизационных отчислений по i -й группе основных средств; Кi – первоначальная (восстановительная) или остаточная стоимость основных средств.

Прочие затраты. В составе прочих затрат учитываются следующие составляющие:

Зпр = Зц + Аам + ЗПДВ + ЗКР + ЗПК + ЗЗТ + ЗНПР + Зрем + Здр

где Зц - целевые средства энергоснабжающих организаций, которые формируются в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством; Аам - амортизация по нематериальным активам; ЗПДВ - плата за предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ, определяемая в соответствии с действующими экологическими нормативами, плата за сверхнормативные выбросы покрывается за счет чистой прибыли энергоснабжающих организаций; ЗКР - затраты на оплату процентов за полученный кредит и по бюджетным ссудам в части, относимой в соответствии с действующим законодательством на себестоимость; ЗПК - затраты на подготовку и переподготовку кадров; ЗЗТ - средства на создание сезонных запасов топлива, определяемые на основе проектных показателей по закладке топлива на осенне-зимний период и содержанию государственных резервов; ЗНПР - непроизводственные затраты, в состав которых входят налоги и другие обязательные сборы, оплачиваемые за счет себестоимости; Зрем - отчисления в ремонтный фонд, в случае его формирования, которые рассчитываются в долях от балансовой стоимости основных средств энергопредприятий, млрд, руб./год;

Зрем = Крем · Сб,

где Крем - коэффициент отчислений в ремонтный фонд.

Здесь потребность в финансовых средствах на проведение всех видов ремонта рассчитывается на основе норм и программ проведения всех видов ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов;

- Здр - другие прочие затраты, определяемые исходя из действующих нормативных документов и отраслевых особенностей отнесения затрат на себестоимость продукции.

Состав затрат и методика определения отдельных составляющих зависит от типа энергетического объекта.

Процесс передачи и распределения электроэнергии совпадает во времени с процессом производства, поэтому затраты по ПЭС, осуществляющим транспорт электроэнергии, учитываются в общих затратах энергосистемы (если они не являются автономными предприятиями). В любом случае затраты предприятий электрических сетей складываются из затрат по ЛЭП и передающим подстанциям (ПСТ):

ЗПЭС = ЗЛЭП + ЗПСТ,

где ЗЛЭП - затраты по линиям электропередачи; ЗПСТ - затраты на подстанциях.

В состав электрических сетей входят ЛЭП различного направления и назначения:

¾ основные сети, напряжением 220...750 кВ;

¾ распределительные сети, напряжением 6... 110 кВ.

Функции распределительных сетей сводятся к передаче энергии от опорных подстанций к потребителям. Основные сети, кроме этого, выполняют межсистемные задачи: повышение надежности, устойчивости и экономичности энергосистемы.

Они учитываются в составе затрат на производство электроэнергии. В затраты на транспорт электроэнергии не включаются затраты на содержание повышающих подстанций и распределительных устройств, находящихся на балансе электростанций. Расходы на содержание подстанций потребителей также не подлежат учету в составе себестоимости передачи электроэнергии.

Передача и распределение электроэнергии связаны с частичной потерей ее при транспортировке по ЛЭП и трансформации, поэтому стоимость потерь электроэнергии включается в состав ежегодных издержек. Таким образом, издержки на передачу и трансформацию электроэнергии состоят из следующих элементов:

ЗПЭС = ЗЭКС + ЗПОТ,

где ЗЭКС - годовые эксплуатационные затраты; ЗПОТ - затраты, связанные с потерями электроэнергии при передаче и трансформации.

В свою очередь, эксплуатационные затраты складываются из следующих составляющих:

ЗЭКС = Аос · Зобсл,

где Зобсл - затраты на обслуживание, включающие издержки на заработную плату с начислениями, стоимость израсходованных вспомогательных материалов и прочие затраты; Аос - амортизации основных средств.

Затраты на обслуживание определяются по нормам затрат на обслуживание, выраженным в процентах от стоимости основных средств ПЭС (воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и т.д.).

Таким образом эксплуатационные затраты,

Зэкс = СПЭС · (Нам + Нобс),

где СПЭС - стоимость основных средств ПЭС; Нам - средняя норма амортизационных отчислений ПЭС; Нобс - норма затрат на обслуживание ЛЭП и подстанций.

Амортизационные отчисления имеют высокий удельный вес в составе эксплуатационных затрат и достигают примерно 60 %.

Затраты, связанные с потерями электроэнергии, оцениваются по средней цене потерянного киловатт/часа Цпот и количеству потерянной электроэнергии Эпот:

Зпот = Цпот · Эпот

Аналитические группировки издержек (затрат). Издержки - затраты ресурсов в денежном выражении. В целях более глубокого анализа процесса формирования себестоимости в энергосистемах используются аналитические группировки издержек по ряду признаков:

- по отношению к технологическому процессу – основные и накладные;

- по степени экономической однородности – одноэлементные и комплексные;

- по способу включения издержек в себестоимость отдельных продуктов комплексного производства – прямые и косвенные;

- по отношению к изменению объема производства – условно-постоянные и условно-переменные.

Основу переменных затрат, размер которых зависит от объема производства электроэнергии и теплоты, составляют топливные издержки, определяемые расходом топлива, затраченного на их производство. В составе переменных затрат учитываются и издержки на воду, и некоторые другие виды материальных затрат.

К постоянным затратам относятся все эксплуатационные расходы, которые практически не зависят от количества производимой энергии. Это амортизационные отчисления, затраты на заработную плату и начисления на нее, ремонтные затраты, прочие текущие расходы.

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные учитывает характерные для энергетики параметры производственной деятельности энергосистемы: степень ее участия в покрытии единого графика электрической нагрузки; степень использования основных средств производства по мощности и времени; затраченное на производство топливо.

При увеличении годового объема производства переменные издержки Ипер растут пропорционально ему, а постоянные Ипост остаются неизменными. Полные издержки можно рассчитать по формуле:

И = Ипост + Ипер.

Себестоимость единицы продукции (S) определяется путем отношения издержек и количества произведенной продукции:

S = И / ЭГ = Ипост / ЭГ + Sпер,

где Sпер – переменная составляющая себестоимости единицы энергии.

Из анализа себестоимости единицы энергии видно, что условно-переменная составляющая – это неизменная часть, тогда как условно-постоянная обратно пропорциональна объему производимой энергии. Причем с увеличением их доли в себестоимости снижение становится более резко выраженным.

Таким образом, увеличение объема производства приводит к снижению себестоимости и вследствие этого к росту прибыли на единицу продукции, повышению рентабельности энергетического производства. Ввиду того, что электростанции работают по единому графику электрической нагрузки, снижение условно-постоянной составляющей себестоимости на одних электростанциях приводит к возрастанию ее на других, разгружаемых электростанциях. Для получения более высокой прибыли в энергосистеме выгодно максимально загружать электростанции с высокой долей условно-постоянных затрат и наиболее низкими топливными издержками.

Пути снижения себестоимости энергетической продукции. Выявление возможностей снижения себестоимости продукции положено в основу ее экономического анализа.

Перечислим следующие основные пути снижения себестоимости энергетической продукции:

- рациональное проектирование энергетических объектов на базе современных мировых достижений;

- выбор района сооружения электростанций, обеспечивающего снижение затрат на доставку топлива, забор воды, передачу электроэнергии;

- повышение уровня автоматизации энергетического производства;

- использование отходов для получения побочной и сопутствующей продукции;

- комбинирование нескольких видов энергетической продукции;

- оптимизация режимов использования мощности энергетического оборудования;

- оптимизация периодичности ремонтов и затрат на их проведение;

- оптимизация состава и структуры промышленно-производственного персонала энергетических объектов;

- формирование тарифов на электрическую энергию, стимулирующих рациональное энергопотребление.

3.4. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ЭНЕРГЕТИКЕ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ЭЛЕКТРОНОСИТЕЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Приведем четыре трактовки этого понятия, наиболее подходящие, по мнению авторов, для электроэнергетики. Маркетинг – это:

1) определение и формирование потребностей пользователей энергетической продукции и услуг, а также ориентирование на эти потребности производственной и сбытовой деятельности энергокомпании;

2) комплексное воздействие на энергетический рынок, обеспечивающее соответствие спроса на энергетическую продукцию и услуги производственным и финансовым возможностям энергокомпании;

3) деятельность энергокомпании на энергетическом рынке, направленная на достижение ее коммерческих целей посредством удовлетворения потребностей пользователей энергетической продукции и услуг, а также интересов общества в сфере энергоснабжения;

4) система методов управления спросом на энергетическую продукцию и услуги, обеспечивающая согласование экономических и социальных интересов энерго­компании, потребителей и общества в целом.

Маркетинг непосредственно направлен на решение следующих задач энергокомпании: а) повышение ее конкурентоспособности на рынке; б) поддержание устойчивого финансового положения; в) быстрая адаптация к изменениям во внешней среде; г) минимизация риска при обосновании инвестиционных решений [4].

Как следует из приведенных определений, современный менеджмент и маркетинг неразделимы и развивают друг от друга.

Энергетический маркетинг включает такие специфические виды деятельности, как:

- анализ, прогнозирование и управление спросом на энергию;

- исследование субъектов энергетического рынка (потребителей, конкурентов, поставщиков энергии, посредников, различных контактных аудиторий - групп и организаций, проявляющих интерес к деятельности энергокомпании);

- разработка новых видов энергетических услуг;

- формирование стратегии ценообразования на электро- и теплоэнергию и услуги по энергоснабжению;

- стимулирование сбыта энергетической продукции и услуг;

- связи с общественностью.

Энергетические компании - это не только коммерческие организации, они осуществляют и важнейшую общественную миссию, являясь базовым элементом инфраструктуры и системы жизнеобеспечения региона. В этой связи маркетинг в электроэнергетике служит инструментом обеспечения общественных интересов; он становится социально ответственным или социально этичным. Концепция социально - этичного маркетинга предполагает сбалансированность при достижении целей собственников и менеджмента энергокомпании трех факторов: 1) прибыли энергокомпании; 2) нужд потребителей; 3) интересов общества (региона) в области рационального энергопотребления, охраны природной среды, безопасности энергоисточников и решения актуальных социальных проблем.

Энергокомпании выпускают продукцию весьма ограниченного товарного ассортимента (электрическая и тепловая энергия) со стабильными параметрами. Развитие рыночных отношений стимулирует сопровождение основной продукции услугами по ее эффективному использованию. Ассортимент и стоимость этих услуг могут варьироваться в широких пределах для разных потребительских групп (обслуживание и ремонт электро- и теплоиспользующих установок, энергоаудит и консалтинг, техническое обеспечение энергоснабжения, внедрение новых технологий).

Энергокомпании могут обслуживать как закрытые для конкуренции, так и свободные энергетические рынки. Однако даже будучи монополистами, они испытывают конкурентное давление со стороны энергогенерирующих установок промышленных предприятий и альтернативных энергоносителей (газ, мазут, уголь).

Эффективность энергетического производства жестко определяется режимом энегопотребления. Поэтому энергокомпании заинтересованы в изменении спроса в отдельные периоды времени (снижении в часы максимальных нагрузок и повышении часы ночного спада нагрузки). Для них может быть также выгодно общее сокращение энергопотребления, чтобы обслужить новых потребителей с меньшими затратами.

Стимулирование спроса осуществляется с помощью специальных тарифов, эксклюзивных контрактов, а также посредством продвижения на соответствующий ее рынок электроемкого оборудования и приборов (например, предоставление потребителям определенных ценовых скидок).

Сокращение спроса, напротив, требует продвижения энергосберегающих технологий и услуг. Здесь также возможны такие методы стимулирования, как реклама и пропаганда.

Успешная деятельность энергокомпании во многом зависит от отношений с различными контактными аудиториями. Для основных контактных аудиторий рекомендуется разрабатывать программы маркетинга. Цель - создать более благоприятный образ энергокомпании в регионе. При этом особое внимание следует обращать экологический аспект, энергосберегающие услуги для потребителей, участие в социальных программах, поддержку экономического развития региона.

Существует правило: чем больше посредников использует компания-производитель, тем меньше непосредственных контактов с потребителями она имеет и тем ниже степень ее контроля над розничным рынком. Поэтому на конкурентных рынках заниматься активным маркетингом будут сетевые компании, осуществляющие торговлю энергией, а также независимые энергосбытовые компании, конкурирующие за право продажи энергии на потребительских рынках, но не владеющие сетями.

Виды маркетинговых исследований в энергетике. Маркетинговые исследования можно подразделить на комплексные и специализированные.

Комплексное исследование проводится главным образом в двух случаях: при создании новой энергокомпании и при выходе на рынок с новой для энергокомпании продукцией (услугами). В общем случае комплексное исследование рынка включает в себя изучение:

- предлагаемого товара (прежде всего новизны и конкурентоспособности);

- емкости рынка и тенденций его развития;

- покупателей (в разрезе отдельных потребительских групп);

- основных конкурентов;

- поставщиков топлива, оборудования, ремонтных и инвестиционных услуг;

- ценовой конъюнктуры на данном рынке и правовых норм ценообразования;

- правовых норм контрактных отношений;

- контактных аудиторий, влияющих на развитие энергокомпании (прежде всего регулирующих органов, органов власти и управления, общественных движение экологической направленности).

Специализированные исследования направлены в основном на решение отдельных маркетинговых проблем энергокомпании и охватывают следующие виды деятельности:

- анализ ценовой политики компании;

- кратко- и долгосрочное прогнозирование спроса на электрическую и тепловую энергию;

- изучение проблем в сфере сбыта энергии и услуг;

- анализ отношений энергокомпании с общественностью;

- исследование эффективности мер по управлению спросом на энергию в потребительском секторе.

Маркетинговое исследование в сфере ценообразования может быть направлено на информационное обеспечение решения таких задач, как:

- выбор рационального метода распределения затрат комбинированного производства между электро- и теплоэнергией;

- оценка ценовой эластичности спроса на электро- и теплоэнергию для разных потребительских групп;

- разработка специальных тарифов управления спросом, финансовой поддержки и социальной защиты потребителей.

Маркетинговое исследование в сфере управления спросом на энергию имеет своей главной задачей обеспечить эту деятельность энергокомпании информацией о потенциале энергосбережения и возможностях регулирования режимов энергопотребления на потенциальных объектах управления. Кроме того, важно оценить эффективность механизма стимулирования рационального энергопотребления в действующих программах управления спросом. Такая информация необходима энергокомпании для решения проблемы оптимального распределения инвестиций между новыми вводимыми генерирующими мощностями и энергосберегающими технологиями у потребителей.

Следует отметить, что задачи и содержание маркетинговых исследований в условиях конкурентных рынков различаются в зависимости от типа энергетической компании (интегрированная, генерирующая, сетевая, энергосбытовая и др.). В частности, чисто генерирующие компании не интересует маркетинг в сфере потребительских услуг по энергоснабжению, так как они удалены от розничного рынка большим количеством посредников. В то же время их заинтересует спрос на технологические услуги на оптовом рынке, характеристики поставщиков топлива, оборудования, ремонтных услуг. И, конечно, в первую очередь - спрос на энергию и мощность на оптовом рынке, а также ценовые характеристики конкурентов-генераторов.

Энергоснабжающей компании, имеющей сбытовые подразделения, требуется информация о перспективном спросе на энергию и мощность на потребительском рынке, о конкурентах в сфере торговли энергией, политике в области регулирования розничных тарифов, потребностях в энергосберегающих и других услугах в отдельных сегментах рынка и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Виды и способы планирования производства.

2. Задачи и исходные данные производственной программы.

3. Содержание производственной программы энергетической компании.

4. Показатели производственной программы и методика их определения.

5. Цены и ценообразование (основные понятия).

6. Принципы формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

7.Как формируются одноставочный и двухставочные тарифы?

8. Себестоимость энергетической продукции, ее виды.

9. Назовите факторы, оказывающие влияние на себестоимость электроэнергии.

10. Назовите пути снижения себестоимости энергетической продукции.

11. Аналитические группировки издержек (затрат).

12. Особенности маркетинга в энергетике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: