Система охраны природы в Российской Федерации
Y. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государство в лице своих органов власти разрабатывает общеобязательные правовые нормы, в которых устанавливает:
- круг объектов природы, подлежащих охране со стороны закона;
- предупредительные, запретительные, восстановительные меры, ограждающие эти объекты от загрязнения, нарушения, использования, уничтожения и иных действий, причиняющих вред выделенным объектам;
- ответственность за нарушения этих правовых норм со стороны природопользователя;
- систему контроля за исполнением установленных правовых норм со стороны природопользователя.
Основной задачей природоохранительного законодательства является регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств страны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровления окружающей человека среды.
|
|
Право природопользования разделено на общее и специальное.
Право общего природопользования означает гарантированную законом возможность всех граждан пользоваться здоровой окружающей природной средой и обязанность соблюдения ими установленных правил охраны природы.
Право специального природопользования устанавливается государством для целевого использования отдельных видов природных ресурсов. Оно включает право землепользования, водопользования, пользования недрами, лесопользование. В свою очередь, эти виды природопользования подразделяются по хозяйственному назначению объекта и по субъектам пользования. Например, по хозяйственному назначению различают пользование недрами для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.п.
Субъектами права природопользования выступают предприятия, учреждения, организации, которым земельные участки выделяются в соответствии с целями и задачами их деятельности.
Основанием возникновения права на пользование объектом природы или его частью служит акт соответствующего компетентного государственного органа о предоставлении этих объектов отдельным природопользователям.
Непременным условием возникновения права природопользования является отвод соответствующих видов угодий, выделенных по решению государственного органа в натуре.
Прекращение права специального природопользования осуществляется в порядке, установленном законодательством, регулирующим соответствующий вид использования природных ресурсов.
|
|
Существующая в настоящее время система законодательных актов в области охраны природы и рационального использования ее ресурсов в соответствии с требованиями Конституции РФ состоит из нормативно-правовых актов, подразделяющихся в зависимости от их юридической силы:
- федеральные законы, определяющие правовое регулирование на территории РФ;
- указы Президента России;
- постановления Государственной Думы;
- постановления Правительства РФ;
- законы субъектов Федерации;
- постановления (распоряжения) органов исполнительной власти субъектов РФ;
- положения об органах государственного управления, регулирования и надзора;
- система государственных стандартов (ГОСТы) и строительных норм и правил (СНиПы);
- система отраслевых стандартов (ОСТы, РД и др.);
- система ведомственной научно-технической документации.
Российское законодательство согласовывается с международными договорами, конвенциями, соглашениями и иными международно-правовыми актами, участником (правоприемником) которых является Российская Федерация.
Основой законодательства в области охраны окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности, рационального природопользования является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в конце 1991 г. Правовые отношения в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих, действующих законах РФ:
• Об охране окружающей природной среды (1991), с изменениями от 2.06.93;
• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991);
• Об экологической экспертизе (1995);
• О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1994);
• О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности (1996);
• Об использовании атомной энергии, с изменениями от 10.02.97(1995);
• О радиационной безопасности населения (1996);
• О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов (1997);
• О ратификации Базельской конвенции 1979 г. по контролю затрансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1985);
• Земельный кодекс (1991), с изменениями от 24.12.93;
• О плате за землю (1991), с изменениями от 14.02.92, 16.07.92, 28.04.93, 09.08.94, 22.08.95;
• О мелиорации земель (1996);
• Водный кодекс Российской Федерации (1995);
• Об охране атмосферного воздуха (1982);
• О недрах (1995), в редакции от 03.03.95;
• О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (1995);
• Лесной кодекс Российской Федерации (1997);
• Об особо охраняемых природных территориях (1995);
• О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995);
• О животном мире (1995);
• О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии (1995);
• О континентальном шельфе Российской Федерации (1995),
В субъектах РФ нормативно-правовая база включает в себя законы субъекта РФ, постановления правительства субъекта РФ, распоряжения главы администрации субъекта РФ.
Разработка регионального законодательства в субъектах РФ была начата в 1993 г. К 1998г. были приняты законы об охране окружающей среды в Туве, Кабардино-Балкарии, в Республике Саха и в Карелии.
Некоторые положения, касающиеся различных сторон охраны природы.содержатся также в законах, указах и постановлениях по основам гражданского, административного, уголовного и другого законодательства.