Чрезвычайные экологические ситуации
Чрезвычайные экологические ситуациирассмотрены в ст.58 и ст.59 Закона «Об охране окружающей природной среды». В них дано определение зон собственно чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетическим фондам растений и животных.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградации флоры и фауны.
Экологический контрольосуществляют государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды и организации государственного, производственного и общественного контроля. Основные задачи экологического контроля (ст.68 Закона «Об охране окружающей природной среды»):
|
|
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и за ее изменением под влиянием человеческой деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;
- соблюдение требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Должностные лица, осуществляющие контроль, имеют право (ст.70):
- посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
- проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства и т.п.;
- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
- устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы ПДВ и ПДС;
- назначать государственную экологическую экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков;
- привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке, направлять материалы в соответствующие инстанции для привлечении их к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности;
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений и иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
|
|
Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды и ответственности за экологические правонарушения регламентируются соответствующими статьями закона. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений. Граждане и должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере 1-10 и 3‑12 МРОТ (ст.84).
Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, производится по решению суда или арбитражного суда (ст.87) и, как правило, в полном объеме (ст.88-90).
Последние статьи закона посвящены международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.