Экологический контроль

Чрезвычайные экологические ситуации

Чрезвычайные экологические ситуациирассмотрены в ст.58 и ст.59 Закона «Об охране окружающей природной среды». В них дано определение зон собственно чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетическим фон­дам растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки тер­ритории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природ­ной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естест­венных экологических систем, деградации флоры и фауны.

Экологический контрольосуществляют государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды и организации государственного, производственного и общественно­го контроля. Основные задачи экологического контроля (ст.68 Закона «Об охране окружающей природной среды»):

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и за ее изменением под влиянием человеческой деятельности;

- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оз­доровлению окружающей природной среды;

- соблюдение требований природоохранительного законода­тельства и нормативов качества окружающей природной среды.

Должностные лица, осуществляющие контроль, имеют право (ст.70):

- посещать предприятия, учреждения и организации незави­симо от форм собственности и подчинения;

- проверять работу очистных сооружений и других обезвре­живающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства и т.п.;

- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размеще­ния вредных веществ;

- устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы ПДВ и ПДС;

- назначать государственную экологическую экспертизу;

- требовать устранения выявленных недостатков;

- привлекать виновных лиц к административной ответствен­ности в установленном порядке, направлять материалы в соответст­вующие инстанции для привлечении их к материальной, дисципли­нарной и уголовной ответственности;

- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений и иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Разрешение споров в области охраны окружающей природ­ной среды и ответственности за экологические правонарушения рег­ламентируются соответствующими статьями закона. К администра­тивной ответственности могут быть привлечены должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений. Граждане и должност­ные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере 1-10 и 3‑12 МРОТ (ст.84).

Возмещение вреда, причиненного экологическим правона­рушением, производится по решению суда или арбитражного суда (ст.87) и, как правило, в полном объеме (ст.88-90).

Последние статьи закона посвящены международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: