double arrow

Значение, задачи, структура, организация и пути совершенствования работы транспортного хозяйства

Работа современного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами предприятия,так и внутри его. На общие склады предприятий доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства. В соответствии с этим различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов; последняя подразделяется на межцеховую и внутрицеховую.

Транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих предприятию. Таким образом, транспортное хозяйство предприятия включает в себя все транспортные средства предприятия, осуществляющие различного рода перевозки, и все устройства общего назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т.д.)

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции являются основными функциями транспортного хозяйства.

Функции транспортного хозяйства предприятия не ограничиваются только перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависит ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск предприятием готовой продукции.

Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствует сокращению длительности производственного цикла изготовления продукции, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

Поэтому основной задачей транспортного хозяйства является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Применяемые на предприятии транспортные средства классифицируются по различным признакам. На рис. 6.21 представлена классификация транспортных средств.

Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпускаемой продукции, состава цехов, типа и масштаба производства.

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту. Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производства хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по предприятию и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд з/п, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПРИЗНАК   ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
По способу действия   · Прерывные · Непрерывные
 
     
По видам транспорта   · Рельсовые · Безрельсовые · Водные · Подъемно-транспортные · Специальный транспорт
 
    ·
По назначению   · Внешние · Межцеховые · Внутрицеховые
 
     
По направлению перемещения грузов   · Горизонтальные · Вертикальные · Горизонтально-вертикальные · Наклонные
 

Рис.6.21 Классификация транспортных средств


Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на предприятии.

Техническое бюро проводит техническую подготовку с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо рассчитать потребность в определенных видах транспортных средств и определить грузообороты и грузопотоки цехов и предприятия в целом, а также номенклатуру транспортных грузов и маршруты движения (маятниковые, кольцевые, веерные).

Грузооборотом цеха (предприятия) называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени

(год, квартал, месяц, сутки, смену).

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот предприятия равен сумме отдельных грузовых потоков.

Организация транспортного хозяйства включает выполнение следующих работ:

· стратегическое планирование обновления транспортных средств;

· анализ производственной структуры предприятия, разработка мероприятий по ее совершенствованию (сточки зрения рациональности транспортных схем);

· анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

· выбор и обоснование транспортных средств;

· расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

· учет и контроль эффективной работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:

q повышение уровня автоматизации производства и управления;

q сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

q анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственного процесса, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

В целях дальнейшего совершенствования транспортного хозяйства ставится и решается задача повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: