Совокупный спрос. Тема 8. Измерение результатов экономической деятельности

ТЕМА 9. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 8. Измерение результатов экономической деятельности

Валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Номинальный и реальный ВНП.

Дефлятор ВНП.

Исключение двойного счёта.

Национальный доход.

Чистый национальный продукт.

Личный доход.

Располагаемый доход.

Индекс потребительских и производственных цен.

Литература: О [1,4] Д [3]


Совокупный спрос - это агрегированный спрос всех ков при уровне цен, обобщающем цены для каждого из этих рынков. Совокупный спрос - это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств. Он представляет собою абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта.

AD=C+I+G+Xn

Совокупный спрос формируется как сумма потребительского спроса, инвестиционного спроса и спроса государства. Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные расходы домашних хозяйств на товары конечного потребления. Инвестиционный спрос (/) - это запланированные расходы фирм на инвестиционные товары (товары будущего потребления в процессе производства). Государственные расход (G)- это спрос правительства на товары и услуги. Графически изменения в совокупном спросе отображаются на графике совокупного спроса (рис. 21). Изменение уровня любой из составляющих сумму совокупного спроса ведет к сдвигу кривой AD.

Рис. 21.

Движение вдоль кривой AD происходит по причине изменения цен и приводит к изменениям процентных ставок, инвестиций, расходов и объема производства.

Ценовые факторы совокупного спроса. К числу ценовых факторов совокупного спроса следует относить прежде всего: эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей или реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер унижения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой - инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема звучит так: с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные деньги для производства покупок, предпринимателям - для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, полученные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены будут снижаться, покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект портных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усилив экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

Неценовые факторы совокупного спроса. К ним относятся изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями в совокупном спросе.

Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Очень нагляден пример покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внутреннем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что явившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия новых факторов можно привести множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя, налоги.

Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, можно заметить, что оно зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (акций, облигаций) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния, и совокупный спрос растет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояния и сократит совокупный спрос.

Можно также говорить и об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше своих доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться, и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен совокупный спрос к надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.

На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, чтобы скорее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и •покупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение - увеличивает. На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства будут приобретать дополнительные средства, кривая совокупного спроса пойдет вправо, а при обратной тенденции - влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности. Когда речь идет о процентной ставке, не имеется в виду ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а изменение под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивает и спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем шире совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет им расширить закупку импортных товаров и изделий, что расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся: спросом на цивилизованных рынках, во втором случае, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: