Возникновение и развитие экономической теории

Эк. отнош-ия известны с древности. Эксплуатация труда рабов служила основой обществ-го прогресса и двигала его вперед, пока рабовладельч способ произв-ва не стал тормозом дальнейш-го развития производительных сил общества. Истоки эк. науки, как с-мы знаний следует искать в учениях мыслителей др. мира -- стран др. Востока. Известен миру з-ны Ману(3-4 вв до н э) – др.-индейские з-ны, произв-ия Конфуция, философа Сюн-Цзы –Китай, Ксенофонт(430-355 гг до н э, осн произв –«Экономикос»), Платон(427-347 гг до н э, осн произв – «Политейа»), Аристотель(384-322 гг до н э, осн произв – «Политика») – др. Греция (признавали рабство как естеств и неизменное состояние, защищали приобретение благ путем земледелия и ремесла(рабовладельцы), но враждебно отн-сь к 1-ым формам капитала – к торговле ради прибыли и ростовщичество), Лукреций, Катон – др. Рим. Как наука эк. теория сложилась в 16-17 вв, т. е. систем-ое знание о сущн-сти, целях, задачах эк. с-мы. Это был период становления капит-зма, мануфактуры, углубление разделение труда, развитие внешн рынков. Эк. теория на руб 16-17 вв наз-сь меркантилизм (она изуч произв отнош-ия): произв силы – чел и ср-ва произв-ва. Уровень разв-ия произв сил –ур-нь разв-ия произв отношений. А они сост обществ способ отношений. Произв отношения - отн-ия, к-ые скл-ся м-ду людьми в проц произв-ва, распр-ия, обмена и потребл-ия матер благ и услуг. Меркантилизм выражал интересы купцов (буржуазия). Представители его: Томас Ман, Антуан Монкретьен(«Трактат»). Заслуга – видели созд-ие богатства в сфере торговли, поощрение мануфактур. След течение (сер 18 в) – течение физиократа Франсуа Кэне (Франция), рассматривал с/х-ое произв-во как единств форму эк-ки. Далее идет классич-ая полит-ая: Адам Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г)»), Давид Рикардо. Сущность: обратились к эк отнош-иям в сфере мануфакт произв-ва и заложили основы трудовой повинности/ стоимости: чем выше зараб плата, прибыль тем уменьш-ся. Защищали интересы промышл буржуазии в ее борьбе с федал-змом. След. этап – марксистская школа (Маркс и Энгельс). Заслуга: открыли з-ны развития капитализма. Заслуга Маркса – сформулировал учение о общ-эк формациях, составл-щих их эл-тах, причинах смены формаций, раскрыл з-ны развития кап-зма, его внутр источник самодвижения, разработал теорию воспроизв-ва и эк требований, цены произв-ва, учение о двойственном знач-ие труда, противоречий цен, дал оригин анализ эволюции форм стоим-сти, раскрыл сущность абсолютной ренты, наемн труда и сущность капитал-ой эксплуатации.

Этапы разв-ия эк теории – это своеобразн-ые вехи на пути позн-ия закономерн-стей эк-го разв-ия общ-ва. Взамен старых эк выводов выдвиг-ся нов догадки, гипотезы, предпол-ия.

1.В самом начале появилась теоретическая школа-меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации для гос. политики, которая призвана расширять торговлю и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на большую сумму, чем покупать у них. Монкретьен фр. экономист дал определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.

2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным плодородием земли и поэтому не считали промышленность отраслью, где создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее основательные ответы на вопросы образования и роста богатства нации дали представители класич. Школы -анг. экономисты: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.- они установили, что богатство всей нации возникает в сфере материального производства во всех отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило э.т. стать подлинной наукой. Основав трудовую теорию стоимости, классики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эта задача выпала на долю К. Маркса (1818-83), который создал теорию прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно повысился научный уровень мировой эк. науки. Начиная с 1969 г Шведская академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам.В настоящее время насчитывается 3 десятка лауреатов.

3. Современные направления развития эк науки: неоклассич-ое, неокейнсианское, неоклассич-го синтеза, институц-но-социолог-ое. Монетаризм.

Следующий шаг в развитии эк теории – соврем школы.

Неоклассич-ое представлена манитаризмом и неолиберализмом. Мониторизм исходит из учения решающей роли денежной массы на цены, инфляцию и ход эк процессов (основатель-Милтон Фридман). Неолиберализм – течение, согл-но к-ому необходимо сокращ-ть и свести до min вмеш-во гос-ва в экономику, основа – частное предприн-ство (основатель – Фридрих Хайек).

Неокейнсианское (2-ая пол 30-х гг 20 века): основ-ль – Джон Кейнс, обобщил и предложил вмеш-во гос-ва в эк-ку. «Общая теория занятости, процента и денег», разработал кучу программ о решении эк проблем: инфляция и др. Осн идеи: ключ проблема капитл-ого воспроизв-ва – емкость рынка и возм-сти его расшир-ия за счет увелич-ия предлож-ия товаров; гл причина эк кризисов – недостаточно «эффект-ый спрос».

Институц-но-социолог-ое: основ-ль Митчелл, необход-сть гос управления экон-ки, планирование эк-ки, обществ-ая собств-сть –«почти коммунизм».

Неоклассическая экономическая теория..

По этой теории даже слабая инфляция отражается на экономическом развитии т.к.:

1)Как только вкладчики почувствуют инфляцию,они прекратят вклады и начнут увеличение потребление.

2)Рост цен вызывает неуверенность в будущем, приводит к сворачиванию инвестиционных программ.

Классическая теория решает проблему как достичь max уровня всех ресурсов.

Свободная рыночная система само регулируется и способна достичь использования всех ресурсов. Равновесие нарушается только внешними факторами.

1)Общество всегда в состоянии осуществить необходимые расходы для закупки всей продукции произведенной при полной занятости, т. е. max продукции при данном техническом оснащении производства.

2) В частном случае, когда V общих расходов недостаточно для закупки всей производственной пр-ции, изменяются цены, зарплата и % ставки.

В результате снижение общих расходов не вызывает сокращение V производства, занятости и реальных доходов.

Это происходит в рез-те того, что процесс пр-ва сам создает доход, равный стоимости произведенных товаров, т.е. пр-во любого вида пр-та автоматически обеспечивает доход, который необходим для закупки этой пр-ции. Все что выплатила фирма - превратилось в спрос.

Упрощенная модель Кейнса раскрывает соотношение между СС и СП, включает в себя принцип мультипликатора. МУЛЬТИПЛИКАТОР - числовой коэффициент выражающий соотношение между приростом дохода и порождающим этот прирост увеличением объема инвестиций. В нашей модели М.-величина,обратная разнице между 1 и предельной склонностью к потреблению.

Обратная предельной склонностью к сбережению: dY/dУ=1/(1-с)=1/S

Упрощ. модель содержит уравнение, отраж.связь спроса и дохода: Y=С+У

Y-нац.доход. С-потребление, I-валовые инвестиции

ВЫВОД:

1) Цены постоянные

2) предельные издержки пр-ва<цены до тех пор, пока не наступит состояние полного использования ресурсов.

3) Предложение труда идеально эластично при существовании з/п вплоть до уровня полной занятости.

S-пред.склонность к сбер. = MPS=dS/dУ

С-пред.склонность к потреблению.

.
4. Принципы и методы эк-ого анализа.

Основн задачей эк-ой теории явл-ся проникнов-ие в сущн-сть эк-ких процессов с целью выявл-ия эк з-нов и закономерн-стей функц-ния эк с-мы общества. Для эт ипольз-ся особ правила, принципы, приемы исследования, к-ые сост-ют метод позн-ия. Важнейшими методами научн анализа эк теории явл-ся след:

  1. Метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении (абстрагировании) в процессе познания от внешн явл-ий, несущественных сторон и св-в исследуемого явления и в отыскании наиболее глубокой сущн-сти эт явл-ия. Абстрактн подход не отвергает, а исходит из необх-сти изучения реальных эк-ких явлений. Базой для познания эк-ой деят-сти служат факты. Этот метод вкл в себя 2 ступени движения познания: движ-ие от явл-ия к сущн-сти и наоборот. Научн абстракции не отрывают эк знания от действ-сти, а приближают к ней. Они помогают за нагромождением отдельн фактов и разл событий найти истинный порядок эк-их явлений.
  2. Метод анализа и синтеза. Анализ – это прием научн мышления, сост-щий в мысленном расчленении изучаемого процесса на составн части и исслед-ии кажд из эт частей отдельно. С пом анализи выясн-ся роль кажд отдельн эл-та, их связь внутри единого организма. После того, как выяснена роль кажд эл-та, все эл-ты соед-ся в одно целое. Синтез – это метод исслед-ия как-либо явл-ия в его единстве и взаимной связи его частей. Синтез и анализ дополняют др друга, кажд из них осущ-ся с пом и посредством другого.
  3. Метод индукции и дедукции. Индукция – логич метод познания, основ-ый на умозаключ-ии от частных, единичных случаев к общему выводу, от отд-ых фактов к обобщению. Он предпол-ет выведение теоритич положений и принципов из фактов, т е движение мысли от частного к общему. Дедукция – логич-ое умозакл-ие от общего к частному, предполагает формиров-ие гипотез, версий, затем эти гипотезы должны пройти проверку фактами.
  4. Метод единства исторического и логического подходов. Логич-ое исслед-ие эк-их отношений в целом отражает исторический проц развития, но не всегда с ним совпадает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: