Классификация ЭС
Ввиду огран-ти произвых ресурсов (раб силы, средств произ-ва, земли) кажд эк система неизбежно сталкивается с решением трех основных проблем,
Первая проблема - это "что" из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве.
2 проблема - это "как" должны быть произведены эти продукты (уже определенные как жизненно необходимые) и услуги; какая будет выбрана технология производства; Третья проблема - "как" распределить (кто сможет использовать) произведенные изделия и услуги, чтобы можно было удовлетворить все общественные потребности, т.е. общество должно определить механизм распределения продуктов между своими членами, установив для этого определенные принципы такого распределения. По способу ответа на эти вопросы (что, как и для кого производить), т.е. по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, экономические системы делятся на три типа: традиционную, централизованную и рыночную.
Традиционная экономика - это экономика, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов. На нее приходится самая значительная часть истории человечества. Обычно в традиционных системах люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством, которое является здесь натуральным, или чем-то похожим (например, рыболовство или охота). В настоящее время традиционные системы экономики можно найти в изолированных племенах, группах и даже в отдельных слаборазвитых странах, однако встречаются они сейчас гораздо реже, чем в прошлом.
Централизованная экономика. Ядром централизованной Экономики является государственная собственность на основные средства производства, когда в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, лесные запасы и т.д. Государству принадлежат также основные средства производства в промышленности, сельском хозяйстве, средства транспорта и связи и другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Характерная черта централизованной экономики заключается в том, что решении о том, как производить, кому и как распределять, принимаются государственными органами. Верховная власть и правительство страны определяют общие принципы экономической политики. В мире нет сейчас ни одной развитой страны, где бы государство в той или иной мере не участвовало бы в планировании хозяйственной деятельности, хотя масштабы такого участия и принципы его организации в различных странах могут существенно отличаться. И это вполне закономерно: общественное производство (в отличие от частного) объективно требует и его общественного регулирования со стороны государственных органов.
Рын эк-ка основана на том, что производители свободны от власти, традиций и не подчинены непосредственно государственным органам. В ее основе лежит частная соб-ть на средства производства и произведенную продукцию. Отличие от централизованной экономики находятся в общественной собственности. Движение ресурсов производства и само производств регулируются в рыночной экономике исключительно ценовым механизмом. Производители исходят при этом не из потребностей общества, а из одной единственной цели: из личного эгоистического интереса и повышения собственного благополучия.
Современная рын эк-ка как эк система не явл чем-то универсальным (всеобщим), пригодным для харак-ки люб страны. В реал жизни сущ-ет не 1, а множ-во вариантов (моделей) рын эк-ки, кот сущ-но отлич-ся др от др. Поэтому м лишь теор-ки говорить о рын эк-ке вообще (безотносительно к той или иной стране), хотя она и харак-ся общими основопол-ми принципами. Из всех соврем-х моделей рын эк-ки наиболее часто выделяются следующие три: американская, японская:, шведская.
Амер-ая модель. Она м.б. охарак-на как констит-но-клас-ая. В основе амер-ой модели лежит принцип свобод частного предпр-тва и стремление произв-ей к лич выгоде и накоп-ию богатства. Напр, в США основная тяжесть расходов на оплату услуг здраво-ия, детских и дошкол-ых уч-ий, та получение выс образования, на пенс-ое обесп-ие и т.д. ложится на плечи отдел граждан и их семей.
Япон модель. Рын эк-ка данной страны имеет крайние отличия от амер-ой. Это спец-кая страна с относительно поздним становлением капитализма и рынка. Гос-во, поддерживая круп корпорации (акционерные общества), следит за тем, чтобы монополии не переходили установленные пределы, чтобы не только сохранялась, но и усиливалась конкуренция как стимул экономического прогресса.
структурной политики. В целом японскую модель рыночной экономики можно представить как государственно-институциональную, где доля государственного сектора в экономике несущественна и где значительно участие государства в становлении и поддержке рыночных структур.
Шведская модель. Шв гос-во играет в эк жизни страны очень активную роль. В Швеции практически все расходы на образование, мед обслуживание, соц обеспечение и т.д. берет на себя государство. Поэтому по признаку распределения ресурсов Швецию нельзя однозначно причислить ни к соц, ни к кап странам. В целом рын модель Швеции можно охар-ть как соц ориентированную, т.е. направленную на высокую социальную защищенность всех слоев населения.
Собст-ть — это не вещи и не отн-ие ч-ка к вещам, а опр-ые отн-ния, в кот вступают люди м/у собой по поводу присв-ия данных вещей. Говоря иначе, собств-ть есть сис-ма ист-ки склад-ся и изм-ся объект-ых отн-ий м/у людьми и процессе произв-ва, распред-ия, обмена и потреб-ия мат жизн благ. Они хар-ют ист опред-ую форму присв-ия этих благ разл лицами, общ-ми групами, класами, гос-вом.
Собственность - это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность.
Соб-ть выр-т эк. отн-я, кот. склад-ся м/у людьми по поводу присв-ия, польз-я и распоряжения средств произв-ва и прод-ов труда.
Присвоение – процесс, возникающий только при соединении субъекта присвоения с его объектом.
Пользование – извлечение из вещей их полезных св-в для удовлет-я тех или иных потреб-ей.
Распоряжение – владение средствами пр-ва и произ-ми прод-ми.
Собств-ть в эк. смысле – это исторически опред-я форма присвоения мат. благ.
Расм-я соб-ть, как присв-ие чел-ом предметов природы поср-ам общ-х форм, м выд-ть 3 момента:
- соб-ть как правило им. какое-то вещ-е содерж-е;
- она реа-ся посред-вам опред. общ. форм, т. е. предст-ся в виде общ. отн-я по поводу вещи;
- содер-ие этого отн-ия есть присв-ие людьми предметов природы, осущ-я кажд. из 4 фаз общ-го воспро-ва, произв-ва, обмена и потреб-я. Их хар-р зависит от того в чьих руках ср-ва пр-ва.
Формы собственности:
1 субъе-ом соб-ти на землю и оруд труда, рез-ты труд деят-ти была община. Это была кол-ная соб-ть.
Частная соб-ть на ср-ва пр-ва обусл. возник-е эксплуатации одного чел-а другим и раскол общ-ва на 2 класа: рабовлад-ев и рабов. След-но эта форма соб-ти построена на присвоении труда рабов, кот. подобно ср-вам пр-ва сами были объектами соб-ти рабовлад-ев.
В рез-те накоп-ия кап-ла возникла буржуаз соб-ть. Для нее хар-но полное отделение произв-ей соб-ти от мат. усл-ий их труда в рез-те отчуждения земли с/х нас-я и создания крупн. частн. соб-ти на землю. Кап. соб-ть базируется на присвоении капитал-ми рез-ов наем труда в форме прибыли. Т.о., частная кап-ая собств-ть дает возм-ть кап-сту присваивать чужой неоплач-ый труд, а отсутствие собств-ти у раб-го делает невозможным для него присваивать себе весь продукт собственного труда.