Налоги в РБ и проблемы дальнейшего реформирования налоговой системы

Серьезным ограничением эффективно­сти системы общественных финансов стал фискальный кризис, вызванный резким со­кращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и про­должительность фискального кризиса зави­сят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюд­жетные ограничения по отношению к госу­дарственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли от­носительной фискальной стабильности, по­лучив отдачу от налоговых реформ по введению европейского варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного на­лога на личные доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - при­тока национальных и зарубежных капиталов.

Большинство стран СНГ, в числе кото­рых и Беларусь, пошли по пути постепен­ных экономических преобразований. Поэто­му в начале реформ не представлялось воз­можным резко снизить уровень государствен­ного субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет ин­фляционного дотирования экономики. Со­бранные налоги имеют большую инфляци­онную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в 1992 г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%).

В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование админис­тративной стороны налоговой системы. Про­ведена большая работа по упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему взимания НДС. Про­изошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.: значительно сократились на­логовые льготы, внебюджетные фонды вклю­чены в государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе с тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования накоп­лений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание условий для инвес­тирования и долговременного устойчивого экономического роста. Кроме того, налого­вые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг. подчинялись задачам государственных рас­ходов. К тому же они были прочно связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного значения.

Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу населе­ния, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По данным Мирового банка, на­пример, в Индии он составляет, включая все источники, 16% от ВВП, в Уругвае - 26%. Необходимость радикального снижения и упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковым доходом на душу населения в условиях глобализации долж­ны иметь схожие налоговые характеристи­ки, иначе проигрыш в мировой конкурен­ции за инвестиции неизбежен.

Налоговая унификация является естественным следствием интеграционных про­цессов, происходящих в экономике региональных объединений. Наиболее последователь­но на территории СНГ она осуществляется в экономическом союзе «Российская Феде­рация/ Республика Беларусь».

В течение минувшего года налоговая система Рес­публики Беларусь пре­терпела ряд существенных изменений, выразившихся в эволюционных преобразова­ниях действующих налогов.

На сегодняшний день наша страна обладает типовым пе­речнем налогов, формирующих налоговую систему, и уже доста­точно четко определяются при­оритеты направления ее рефор­мирования и совершенствова­ния. На основании изменений 2000 г. и основных направлений бюджетно-налоговой политики, определенной в Законе «О бюд­жете Республики Беларусь на 2001 г.», можно проанализиро­вать осуществленные преобра­зования и оценить ближайшую перспективу.

Основным направлени­ем совершенствования сис­темы налогообложения рес­публики стало снижение на­логовой нагрузки, которая может осуществляться раз­личными путями: снижени­ем налоговых ставок, рест­руктуризацией налогообло­жения отдельных групп и ви­дов деятельности, уменьше­нием количества налогов, изменением базы налогооб­ложения, сокращением целе­вых платежей и сборов и т.п.

В нынешнем году тенденция предусматри­вается объединение чрезвычайного (чернобыльского) налога с от­числениями в фонд занятости, дорожного с отчислениями в сельскохозяйственные фонды и фонды, направляемые на рекон­струкцию и строительство жи­лья, что позволит унифицировать учет, избежать разночтений при исчислении каждого платежа и тем самым упростить механизм исчисления и изъятия налогов, сократить время расчетов по каждому поступлению, упорядо­чить ценообразование.

Если налоговая политика в последние годы переориентируется от фискализации налоговых инструментов на регулирование общехозяйственных процессов, то и политика образования бюджетных фондов не должна преследовать сиюминутную цель — получение целевых доходов, а также использовать эти платежи и сборы в рамках экономических регуляторов.

Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части создания государственных целевых фондов является первоочередной задачей на­логового законодательства, позволяющей снизить общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики.

Переориентация налоговой политики на активное применение налоговых инструментов в области государ­ственного регулирования, также ставит ряд актуальнейших задач. Налоги и налоговая политика относятся к ка­тегории тех основных экономических рычагов, через которые государство определяет такие важнейшие парамет­ры экономического развития, как уровень и динамику производства и потребления, инвестиций и экспорта, и на этой основе строит взаимоотношения с предприятиями и населением, проводит эффективную внешнеэкономи­ческую политику в области продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и привлечения иностранных капиталов.

В связи с этим ос­новной проблемой является проблема осуществления научно обоснованного процесса налогового планирования. От­ход от административно-командной системы в экономике и попытки внедрить рыночные инструменты хозяйствования, к сожалению, оставили налоговое планирование в стороне от хозяйственных и экономических реформ. Это привело к тому, что налоговое планирование стало сводиться практически к арифметическому подсчету ожидаемых поступлений исходя из уровня налоговой ставки и предполагаемой налоговой базы. В то же время налоговое планирование и прогнозирование представляют собой особые элементы системы выработки и принятия решения.

Государство, определяя приоритеты развития национальной экономики, поощряя экспорт продукции и услуг, должно однозначно определить процедуру предоставления 0 (нулевой) ставки и возврата налога, вклю­чая все страны, в которые экспортируется белорусская продукция. Так как большая часть экспорта белорусских пред­приятий производится в Российскую Федерацию, вопросы свободного (безналогового) движения товаров и услуг меж­ду обеими странами требуют быстрейшего разрешения.

Таким образом, при различных формах налогообложения отмена таможенных границ не. означает равенства конкурентных возможностей для товаров различных стран. Поэтому для начальной стадии унификации косвенных налогов принятие единого принципа исчисления налога является одним из основ­ных этапов. Применение в рамках экономического союза различных принципов изъятия НДС и акцизов искусственно создает двойное налогообложение, что в свою очередь крайне негативно влияет на структуру экспорта.

Введение летом 2000 г. Рос­сийской Федерацией и с 1 октяб­ря 2000 г. Республикой Беларусь таможенного (в том числе и НДС) обложения товаров, про­исходящих из третьих стран, еще больше усложнило процедуру идентификации происхождения товаров, увеличило нагрузку на налогоплательщика (так как в та­моженной стоимости, предъяв­ленной к таможенному оформ­лению товара, уже «сидит» НДС, выставленный и уплаченный российской стороной). Такая практика, по сути, возродила ги­бридный способ исчисления НДС по товарам, происходящим из третьих стран, так как по та­кой операции происходит двой­ное обложение: экспорта — по действующему принципу страны происхождения и импорта — при таможенном оформлении.

Определенные трудности при исчислении и зачете НДС воз­никают также в связи с учетом затрат предприятия при произ­водстве и реализации продук­ции. В действующем законода­тельстве существует ряд ограни­чений (нормирования) расходов предприятия: на рекламу, ин­формационные и консультаци­онные, маркетинговые услуги, напрямую зависящих от выруч­ки от реализации на предприя­тии. Данные расходы, не обос­нованные в пределах норм, спи­сываются за счет источников собственных средств при ре­формации годового баланса.

Унификация национальных законодательств — перспектива дальнейшей интеграции, и для ее успешного осуществления уже на сегодняшний день возможно принятие единых на совместной территории правил и норм для обложения налогами иностранных предприятий.

С этой точки зрения необходимо усовершенствовать порядок налогообложения доходов от ввоза капитала на территорию Беларуси: применять принцип полного освобождения доходов вместо применяемого на сегодняшний день «налогового кредита» (налогового зачета). Это позволило бы привлечь дополнительные инвестиции в нашу страну, освободить белорусские предприятия от функций «налоговых агентов», по удержанию и перечислению этих видов налогов в бюджет и т.д.

Отдельным вопросом стоит порядок введения на террито­рии республики местных нало­гов и сборов. Действующим за­конодательством (законом о бю­джете на очередной год) опреде­ляется перечень налогов и сбо­ров, вводимых местными орга­нами власти, величина их огра­ничивающая — 5% с выручки по налогам с продаж или 5% от чи­стой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Механизм исчисления, сроки, порядок уплаты и льготы регла­ментируются местными законо­дательными органами. К поло­жительным тенденциям (бюджет 2001 г.) можно отнести жесткий перечень местных налогов, а к существенным недостаткам — предоставление права местным органам власти использовать налог с продаж по всем видам товаров за исключением соци­ально значимых. Введение же дополнительного косвенного на­лога естественно вызовет кас­кадный ценообразующий эф­фект, существенно увеличивающий общую налоговую нагрузку, бремя которой ляжет на потребителя.

Введение налога с продаж усложнит бухгалтерский учет, а также оформление первичных товарных документов, порядок заполнения которых до сих пор представляет определенные затруднения, вызванные отражением в них НДС, и уменьшит для налогообложения основной финансовый источник — прибыль.

Требуют усовершенствования и подходы к налогообложению физических лиц. В перспективе возможно введение в действие налога на доходы физических лиц как получателей доходов в форме дивидендов и приравненных к ним доходов, в связи с чем требуются рационали­зация и снижение ставки налога, повышение эффективности налоговых льгот как в целом, так и для отдельных социально значи­мых групп плательщиков.

Единый порядок налогообло­жения личных доходов в рамках экономической интеграции предполагает положительный эффект — создаст оптимальные условия для естественной миграции трудовых ресурсов, особенно обмена интеллектуальными ресурсами. Не только одина­ковый уровень налогового изъятия, общий подход в определении налогооблагаемой базы позволит привести подоходное обложение к единому знаменателю, но и разработанная общая система зачета или освобождения от уплаты доходов, полученных за рубежом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: