Денежный рынок и его регулирование

Деньги - это не товар, а эквивалент, который измеряет цену товара. Раньше деньги были товаром. Натуральный обмен. Сущность денег проявляется в их функциях:

1.Деньги как мера стоимости. Это приравнивание товара к опред сумме денег, что дает кол-венное соизмерение вел-ны стоимости товара. Стоимость товара, выраж-ая в деньгах, явл его ценой. Кол-во денег, наход-ся в обращении, м суще­ственно влиять на объем произв-ва, уровень цен и т.д. По­тому предложение денег, или объем ден массы, имеет ре­шающее макроэк-ое значение. Однако при измер-и самого объема денег возн-т немало труд-ей, связ-ых с тем, что считать деньгами и что, след-но, подлежит рег-ю. Эк-ты относят к деньгам не только монеты и бумаж деньги, но и все то, что вып-т 3 осн фун-и денег. Для этого исп понятия так наз-х ден агрегатов - М,, М2, М3, т.е. групп-к ликвидн акти­вов с целью подсчета их общей вел-ны. При этом кажд пос­лед-ий агрегат включает нов вид денег с меньшей, чем у предыдущего, степенью ликвидности. Следов-но, в основе ден агрегатов лежит ликвидн подход. Ден агрегат М, включает нал деньги + банк-ие счета до востреб-ия (чек-ые счета), т.е. чек-ые вклады, на кот в люб время мб выписаны чеки. Ден агрегат М2 включает Mt + вклады на бесчековых сбер счетах (депозитные счета, сбер вкла­ды до востребования, мелкие срочн вклады). Ден агрегат М3 включает М2 + крупные срочн вкла­ды (в США 100.000 дол и более). Как и мелк срочн вклады, круп депозитные сертификаты (продаются банками единицами по 100.000 долларов и выше и покуп-ся в осн фирмами) м легко обратиться в чек-е вклады, хотя и с больш-и потерями. В наст время самым ши ден агрегатом на мир финанс рынке считается агрегат L. Он включает в себя М3 + цен бумаги (облигации, векселя, банковские акцепты). Ден агрегаты мб представлены след образом:

М, = наличные деньги + чековые вклады;

М2 = М, + вклады на бесчековых сберегательных счетах;

М3 = М3 + крупные срочные вклады;

L = М3 + ценные бумаги с длительным сроком погашения.

В узк смысле слова под деньгами принято понимать со­ставляющие агрегата М,. Когда эк-ты говорят о необх-ти регул-ия ден массы, то они им-т в виду прежде всего М,. Спрос на деньги и предложение денег образуют ден рынок. Это рынок, на кот спрос на деньги и предложение денег опред-т процент ставку, т.е. плату или "цену" за пользование деньгами. Как и на рынке товаров, пересечение кривых спроса на день­ги и предложения денег определяет цену равновесия на ден рынке, т.е. равновесную ставку процента ("цену", уплач-ую за исп-ие денег). Центр банк контр-т предл-е денег, исходя из состояния эк-ки страны. Поэтому кол-во денег, наход-ся в об­ращении, не зависит от вел-ны ставок процента. Равновесная ставка процента, или "цена" денег - это Альтер-ая стоимость хранения денег, не приносящих про­центы. Равновесие ден рынка м нарушаться в связи с изменением, как предложения денег, так и спроса на них. Восста­новление нов равновесия происходит посредством изм-ия величины процентной ставки, кот, в свою очередь, зависит от изм-ий цен на облигации. Цены на облигации и процентные ставки изм-ся в об­ратном напр-ии. При равновесной ставке процента цены на облигации постоянны, а спрос на деньги и их предложение рав­ны. След-но, тенденция к неравновесному состоянию де­н рынка устр-ся в рез-те изм-ия цен на об­лигации. Умен-ие предложения денег создает врем их не­хватку на ден рынке. Люди и учр-ия (банки и т.д.) пытаются получить больше денег путем продажи облигаций. Поэтому предложение облигаций увел-ся, что понижает цену на облигации и поднимает этим самым процентную став­ку. При более высок процентной ставке кол-во денег, кот люди хотят иметь на руках, умен-ся. Это приводит к тому, что кол-во предложенных и треб-ых денег снова равно, но уже при более вы процентной ставке. Увел-ие предложения денег создает врем их избы­ток. Рез-м этого явл увел-ие спроса на облига­ции и повышение на них цен. Проц-ная ставка при этом пада­ет, а на ден рынке вновь восстанавливается равновесие, но при более низк процентной ставке. Изменение процентной ставки влияет на вел-ну частных инвестиций, а след-но, на объем совокупных расходов и равновесный уровень произв-ва. Поэтому гос-во, из­меняя предложение денег, м воздействовать на эк-ку в желаемом направлении. При увел-ии предложения денег возникает их кратковрем избыток. Люди стремятся уменьшить кол-во сво­их ден запасов путем покупки др финанс акти­вов. Спрос на них растет, цены, след-но, увел-ся, а процентная ставка, наоборот, падает (она нах-ся в обратной зависимости от цен на облигации). Тк ликвидность становится менее дорогой, населе­ние и фирмы постоянно увел-т кол-во нал-ти и чек вкладов, кот они готовы держать на руках, и вос­станавливается равновесие на ден рынке при большем предложении денег и меньшем проценте. При умен-ии предложения денег равнов-е на ден рынке восстанав-я при меньшем (чем первоначаль­ное) кол-ве денег в обращ-и и больш ставке процента Сокр-ие предлож-я денег при сущ-ей ставке процента (RE) приведет к превыш-ю спроса на деньги над их предлож-ем. Для получ-я необх-го кол-ва денег банки, население, фирмы начнут продавать облигации. Рост предложения облигаций приведет к сниж-ю их рын цены, а след-но, к повышению процентной ставки. Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1.Чем больше предложение денег, тем меньше ставка про­цента, и наоборот.

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ.

Дефляция-изъятие из обращения излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение масштаба цен в опред-м соотн-и. 61г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком же соотн-ии изм-я цены, тарифы, з/п, срок для обмена короткий. Девальвация – изм-е курса нац. валюты по отношению к иностр-й или изм-е металлич. содержания ден. единицы. Ревальвация - повышение курса ден. ед. по отношению к иностр. Реформы - кардинал изм-е масштаба цен. Глав условием проведения реформы явл подъем производства. Валютная интервенция - введение в обращение параллельной твердой валюты


67. Кредитно-денежная политика и особенности её реализации в РБ.

Кредит [ kredo] - доверяю.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности.

Важные источники ссудного капитала:

1.Денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2.Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

3.Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплаты з/платы;

4.Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5.Денежные доходы и сбережения частных лиц включая все общественные слои населения. Важным источником ссудного капитала являются денежные накопления государства.

Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствующую процессы формирования капитала в экономической системе и его движение между субъектами и секторами экономики.

Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкноты и чек. Депозитные деньги -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель. Простой вексель - вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель (тратта) - письменный приказ одного лица другому об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Объект переводного векселя - товарный капитал. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит - предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект - денежный капитал. Цель - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам).

3 .Потребительский кредит - предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизор), разнообразные услуги.

4. Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают государство и местные органы власти.

5. Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами

6. Ростовщически кредит - нет лицензии.

Функции кредита:

1. Перераспределительная, при его пом свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

2. Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства.

3. Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит.

4.Ускорение НТП.

5.Обслуживание товарооборота.

Принципы кредита:

1.Срочность.

2.Принцип возвратности.

3.Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент.

4.Целевой характер - предполагает будущую прибыль.

5.Материальная обеспеченность (т.е. залог имущества).

В России действует двухуровневая кредитная система: Центральный Банк - банковские институты и небанковские кредитные организации.


68. Социальная политика: понятие, цели, направления, уровни.

Суть соц пол-ки гос-ва закл-ся в том,чтобы рег-ть отн-ия как м/у разл соц группами нас-ия и слоями общества, так и внутри их в целях обесп-ия необх-ых условий для пов-ия уровня жизни членов общ-ва и создания соц гарантий для для участия в процессе общ-го воспроизводства. Социальная политика – это деят-ть государства, направ-ая на создание наиб благопр-ых условий для форм-ия эк стимулов к произв-ой деят-ти с целью пов-ия благосос-ия общества и поддержания отношений справедливости. Соц пол-ка тесно связана общеэк-ой ситуацией в стране. Она ставит своей задачей эк рост путем создания благопр-ых соц условий для эк деят-ти граждан, т.е. выступает в кач-ве фактора экроста. В свою очередь, более выс ступень эк развития, являясь основой роста благосостояния, увел-ет стимулы к эффек трудовой деят-ти, повышая одновременно к людям, обеспечивающим эк рост. Все это требует дальнейшего развития соц сферы общества. Т. О., эк рост и соц политика тесно связны др с др и взаимообусловлены. Осн направлениями соц п-ки гос-ва явл-ся:

1. Регул-ие занятости. Для рег-ия занятости и смягчения соц конфликтов правительством разрабатываются спецпрограммы, кот предусматривают увелич-е раб мест как в гос, так и в частном секторах эк-ки. Кроме того организуются оплачиваемые общественные работы, переподг-ка и обучение безработных нов профессиям, создаются благоприятные условия, стимул-ие миграцию работоспособного нас-ия в те регионы страны, кот испыт-ют дефицит раб силы.

2. Рег-ие трудовых отн-ий. Это предполагает создание гос-ом правовой базы для ре-ия наемного труда, а также осущ-ие контроля со стороны гос-ых органов за соблюдением трудового законод-ва. Правовое рег-ие труд отн-ий осущ-ся путем законод-ого установления миним-го уровня з/п, пенсий, порядка закл-ия коллек-ых договоров. Важным звеном системы регулирования трудовых отношений является индексация денежных доходов работников соответственно к уровню цен. Для регулирования трудовых споров и конфликтов в большинстве стран созданы специальные организации.

3. Регулирование системы социального страхования. Вначале эти расходы включали два вида страхования(пенсии по старости и пособия по безработице). Позже были введены денежные выплаты ветеранам войны, пожилым людям, нетрудоспособным, семьям, потерявшим кормильца. Источниками для финансирования программ социального страхования являются средства государственного бюджета, средства предприятий и фирм, средства личных пенсионных счетов самих работников.

4. Регулирование доходов членов общества. Проводя политику в области распределения доходов населения страны, государство стремится сократить резкое неравенство в доходах и на этой основе обеспечить необходимый уровень жизни.

Основные направления социальной политики можно представить следующим образом:

 
 


Показателем результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения характеризуется уровнем удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Уровень жизни непосредственно связан с воспроизводством способностей человека к трудовой деятельности и не являются одинаковыми для всех слоев общества. Можно рассматривать уровень жизни классов, социальных групп и слоев населения, семей и даже отдельных людей. Такой подход позволяет наглядно отразить социально-классовые различия любого общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: