Государственный бюджет. Сбалансированность государственного бюджета
Основные вопросы
Тема 26. Государственный бюджет. Налогово-бюджетная политика государства
1. Государственный бюджет. Сбалансирован-ность государственного бюджета.
2. Государственный долг и его экономичес-кие последствия.
3. Налоги и их виды.
4. Налогово-бюджетная политика.
Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансовые отношения реализуются через финансовую систему. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий и домохозяйств.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.
Структура государственного бюджета определяется структурой доходной и расходных частей. Основными статьями доходов являются налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, доходы от государственной собственности и прочие доходы.
Основные направления расходов – это расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост (инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, развитие аграрного сектора, осуществление целевых программ), расходы на здравоохранение, образование, оборону, содержание государственного аппарата, милиции (полиции), юстиции и т.д.
Общая сумма доходов теоретически должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Различают следующие виды бюджетного дефицита: фактический; структурный; циклический.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. В целом последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования либо конверсии и консолидации.






