Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики.
Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.
В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е – 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
|
|
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
1) за счет эмиссии денег;
2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета.
Достоинства эмиссионного способа финансирования:
· Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Эта мера оказывает стимулирующее воздействие на экономику и, может, служит средством выхода из состояния рецессии.
· Это мера, которую можно осуществить быстро.
Недостатки эмиссионного способа финансирования:
· Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
· Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.
|
|
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа финансирования:
· Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.
· Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Недостатки этого способа финансирования:
· По долгам надо платить. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга».
· Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.
Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса»
· Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций.
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска
· Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.
Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев, а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей, что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.
Достоинства финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга:
· Возможность получения крупных сумм.
· Неинфляционный характер.
Недостатки финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга:
· Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты, как самой суммы долга, так и процентов по долгу).
· Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга.
· Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место)
Государственный долг – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2009 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).
Различают два вида государственного долга:
1) Внутренний;