ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ.
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения стоимости национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.
Финансы выполняют т ри основные функции:
- распределительную;
- контрольную;
- регулирующую.
Распределительная заключается в том, что они опосредуют распределение и перераспределение созданного национального продукта. Благодаря этой функции формируются фонды денежных средств субъектов хозяйствования, государства, доходы населения
Контрольная функция позволяет обществу контролировать процесс создания и использования денежных фондов, стимулировать их эффективность. Контрольную функцию финансов реализуют органы государственной власти и управления (министерства финансов, налоговые инспекции и т.д.); финансовые службы предприятии, организаций, учреждений; аудиторские фирмы и т.д.
Регулирующая функция проявляется в том, что финансы являются одним из основных инструментов государственного регулирования экономики
Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образует финансовую систему страны. Часто ее определяют более узко, включая в систему только финансовые учреждения.
В рамках финансовой системы выделяют подсистемы и звенья.
Критериями их выделения являются:
во-первых, функциональное назначение каждой подсистемы, звена, во-вторых, методы формирования и использования финансовых ресурсов.
Финансовая система включает:
1. государственные финансы;
2. финансы хозяйствующих субъектов;
3. Некоторые экономисты в качестве третьей подсистемы выделяют финансы населения (домашних хозяйств).
Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений и т.д.) являются основой финансовой системы.
Роль финансов хозяйствующих субъектов:
- обеспечение воспроизводственного процесса намикроуровне;
- они служат основным источником денежных средств для государства.
В зависимости от формы собственности выделяют финансы:
1. государственных;
2. негосударственных (частных, совместных и т.д.) предприятий, организаций, учреждений.
Классифицируют финансы предприятий, организаций, учреждений и по отраслевому признаку: различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых предприятий, медицинских, страховых учреждений, учреждений образования и т.д.
Основная задача государственных финансов - обеспечение государства денежными средствами, которые ему необходимы для выполнения экономических и политических функций.
В состав государственных финансов входят следующие звенья:
- государственный бюджет,
- внебюджетные фонды,
- государственный кредит.
Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления:
- общегосударственном,
- региональном,
- местном
Внебюджетные фонды — это денежные средства правительства, региональных и местных органов власти, используемые для финансирования расходов, не включенных в бюджет.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся: на социальные и экономические.
В соответствии с уровнем управления — на государственные, региональные и местные.
Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств на основе возвратности и платности для финансирования государственных расходов.
Основными звеньями государственного кредита являются:
- государственные займы,
- гарантированные займы,
- государственные ссуды.
Различают: внутренние и внешние государственные займы.
Внутренние займы связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, субъектов хозяйствования своей страны путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг
Заемщиком выступает государство, а кредиторами — физические и юридические лица. Выпуск ценных бумаг может осуществлять как правительство, так и региональные, местные органы власти
Временно свободные денежные средства мобилизуются правительством для покрытия бюджетного дефицита, финансирования экономических и социальных программ, т.е. они расширяют финансовые возможности государства. Как правило, правительственные займы не носят строго целевого характера. Региональные, местные органы власти выпускают займы, как общего, так и целевого назначения
Внешние займы имеют место тогда, когда государство получает кредиты от иностранных правительств, международных финансовых организаций, банков, а также продает государственные ценные бумаги иностранным физическим и юридическим лицам.
Различают:
- краткосрочные (до одного года);
среднесрочные (от одного до пяти лет);
долгосрочные (свыше пяти лет).
Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора. Оно может предоставлять кредиты другим государствам, иностранным юридически лицам, может также оказывать финансовую помощь отдельным предприятиям в форме казначейских ссуд.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности; 2) расходы на содержание аппарата управления государством;
· на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование);
- прибыль государственных предприятий;
- сеньораж (доход от эмиссии денег);
- доходы от приватизации.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.
Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический.
В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит.
Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета.
Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.
Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:
1) концепция ежегодно сбалансированного бюджета;
2) концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);