Теория производства фирмы. Производственная функция

Фирма как экономический субъект. Цели фирмы.

Фирмы (предприятия) – это «юридические лица», являющиеся коммерческими организациями, деятельность которых направлена на создание и производство продукции (благ), выполнение работ и оказание услуг.

На рынке факторов производства они являются покупателями, приобретая станки, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, капитал и труд (способность к труду). Платежи, которые производят предприятия, покупая факторы производства, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и т.п. На рынке готовой продукции фирмы (предприятия) формируют предложение товаров и услуг, выступая в роли продавцов и разрабатывая определенную ценовую стратегию в зависимости от условий рынка. Основным источником развития фирм (предприятий) является прибыль, которая частично отдается государству в виде налогов, выплачивается акционерам (в случае корпоративной формы организации фирмы) в виде дивидендов и пускается на развитие фирмы (предприятия), то есть инвестируется.

Цели фирмы:

1. Удовлетворение потребностей индивидов, входящих в фирму (социальный аспект).

2. Совершенствование структуры фирмы, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям.

3. Создание и поддержание потенциала для будущего развития в качестве гарантии непрерывности существования фирмы (выживание, прибыль- способ выживания).

4. Удовлетворение внешних требований к фирме и предъявление своих требований вовне (государство и фирма)

Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.

Фирмы различают два периода: краткосрочный – SR и долгосрочный – LR. Их различие определяется тем, что в краткосрочном периоде фирма может изменить только один из параметров производственной функции, а в долгосрочном все, вплоть до смены технологии. Альтернативным определением, характеризующим период, является величина эластичности выпуска. Чем больше период, тем больше эластичность по определяющим выпуск параметрам, а в пределе — бесконечна.

Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует определенные ресурсы (сырье, материалы, оборудование, труд и т.д.). Существует множество способов соединения факторов производства для выпуска заданного объема продукции. Зависимость между количеством вложенных ресурсов и объемом производства описывается производственной функцией.

Производственная функция характеризует максимальный объем выпуска, которого можно достичь при любом заданном наборе ресурсов: Q = f(R1, R2, …, Rn), где Q – объем выпуска (производства) продукции; Ri – количество используемых ресурсов разного вида (труд, капитал).

Производственная функция характеризуется следующими показателями:

Ø Совокупный (общий) продукт (TP) — общий выпуск продукции, полученный при использовании всего объема применяемых факторов производства.

Ø Средний продукт (AP) — выпуск продукции в расчете на единицу определенного ресурса. AP = TP / Ri.

Ø Предельный продукт (MP) — прирост совокупного продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса. Mpi = ∆TP / ∆Ri.

При фиксированной величине одного ресурса (постоянного) увеличение вложений другого (переменного) ресурса на единицу, начиная с определенного момента ведет к уменьшению предельного продукта в расчете на каждую следующую единицу переменного ресурса, что отражает суть действия закона убывающей отдачи факторов. Оптимальным является такое отношение факторов (труда и капитала), при котором средний и предельный продукты труда достигают наибольшего значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: