Осмотр и очистка электропроводки. Вопрос 28. Приведите структурное обозначение биполярных транзисторов

Вопрос 28. Приведите структурное обозначение биполярных транзисторов. Укажите необходимое условие для их проверки. Приведите схемы для проверки транзистора при помощи источника постоянного тока и контрольной лампы. Проанализируйте состояние транзистора по результатам измерений.

Вопрос 27. Приведите структурное обозначение диодов. Укажите методы определения неисправностей. Приведите схемы для проверки диода при помощи источника постоянного тока и контрольной лампы, а также при помощи тестера. Проанализируйте состояние диода по результатам измерений, укажите возможные неисправности.

Перечислите методы проверок систем автоматизации. Опишите методику проверок систем автоматизации. Изложите способы проверки исправности конкретного элемента, раскройте их суть. Проанализируйте основные неисправности, возникающие в средствах автоматизации в процессе эксплуатации.

Опишите порядок измерения, укажите допустимые отклонения от заводских норм по сопротивлению. Проанализируйте состояние обмоток электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие электрические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений.

6 13479 689 13203 613 11159 268 6961 268">

Рисунок 1. – Схема измерения сопротивления обмоток электродвигателя постоянному току.

Включить автоматический выключатель QF и автотрансформатором установить ток равный 20% от Iн электродвигателя. При схеме соединения фаз статора звездой необходимо замерить сопротивление двух последовательно соединенных фаз (между каждой парой выводов).

Сопротивление фазы обмотки rф=U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора звездой).

Сопротивление фазы обмотки rф=3U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора треугольником).

Полу­ченное значение сопротивления обмоток не должно пре­вышать расчетное сопротивление более чем на 4%.

Сопротивления обмоток отдельных фаз электродвигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 3%.

Вопрос 20. Укажите цель испытания электрической прочности изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Укажите величину испытательного напряжения. Опишите методику испытания электрической прочности изоляции обмоток электродвигателей. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по полученным результатам электродвигатель не прошел испытания.

Испытания электрической прочности изоляции электродвигателей позволяет проверить изо­ляцию обмоток относительно корпуса и относительно друг друга. Испытанию изоляции относительно корпуса подвергают поочередно каждую электрическую цепь, при этом один полюс источника испытательного напря­жения прикладывают к выводу испытуемой обмотки, а другой— к заземленному корпусу машины, с которым на время испытания данной обмотки электрически сое­диняют все прочие обмотки.

Постоянно соединенные между собой многофазные обмотки принимают за одну цепь, в этом случае изоля­цию всей многофазной обмотки испытывают относитель­но корпуса целиком.

Если одна из обмоток машины при нормальном режиме работы связана с корпусом машины, то на пе­риод испытания се изоляции обмотку отъединяют от корпуса.

Испытание следует начинать с напряжения, не пре­вышающего трети испытательного. Затем увеличивать его до испытательного напряжения плавно или ступеня­ми, не превышающими 5% полного его значения. Время, допускаемое дли подъема напряжения от половинного до полного испытательного значения, должно быть не менее 10 с. Испытание проходит в течение одной минуты, затем снижают напряжение до одной трети его значения и отключают.

Результаты испытания изоляции считаются удовлет­ворительными, если во время испытания не происходит пробоя изоляции.

Значение испытательных напряжений для двигателей с новыми обмотками составляют Uи=Uн+500В для двигателей на номинальное напряжение до 24В и Uи=2Uн+1000В для остальных двигателей.

Вопрос 21. Укажите цель испытания межвитковой изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Приведите схему испытания межвитковой изоляции обмоток электродвигателей. Опишите методику испытания. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по полученным результатам электродвигатель не прошел испытания.

Целью проведения испытания межвитковой изоляции является определение степени надежности изоляции.

Рисунок 1. – Схема проведения испытания межвитковой изоляции.

Испытание электрической прочности витковой изоляции электродвигателей проводят по приведенной схеме при напряжении, равном 1,3 номинального. Продолжительность испытания 5 мин. При исправном двигателе во время испытаний не должно наблюдаться бросков тока.

Вопрос 22. Укажите цель измерения силы тока и потерь на холостом ходу. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Опишите методику испытания, укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.

Опыт холостого хода асинхронного электродвигателя проводят при вращающемся роторе. В этом случае ваттметр, включенный в цепь статора электродвигателя, измеряет не только потери в стали статора, но и потери в обмотках статора при отно­сительно большом токе холостого хода, равном 0,6—0,2 номинального тока, и механические потери на трение в подшипниках ротора. Потери в стали ротора при очень малом скольжении ротора на холостом ходу крайне не­значительны, и ими можно пренебречь.

Опыт холостого хода необходимо проводить при ус­тановившемся тепловом состоянии подшипников, поэто­му все измерения рекомендуется делать после полу­часовой работы электродвигателя на холостом ходу, иногда (для крупных машин) это время увеличивают до 1—2 ч.

В опыте холостого хода асинхронных электродвига­телей фиксируют ток, мощность и напряжение. Токи по фазам должны быть одинаковы, допускаемая до 5% разница между ними указывает, как правило, на откло­нения числа витков по фазам или ошибки, допущенные при соединении обмоток после их ремонта.

За действительное значение тока холостого хода принимают среднее арифметическое значение тока по трем фазным. Это значение тока сравнивают с рас­четным значением тока холостого хода, а при его от­сутствии со значениями токов холостого хода электродвигателей, ранее измеренных в процессе экс­плуатации.

Полученное значение тока холостого хода не должно отличаться от допускаемого более чем на 10%. Увели­ченный ток указывает на больший, чем нужно, воздуш­ный зазор, или на уменьшенное число витков обмотки статора и иногда на замыкание листов стали статора между собой.

Вопрос 23. Укажите цель измерения силы тока и потерь короткого замыкания. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Опишите методику испытания, укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам. Проанализируйте состояние электродвигателя, если по данным измерений допустимые отклонения оказались более заводских норм.

Целью испытания является определение обрыва в короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя при помощи метода симметрии токов.

Опыт заключается в следующем: затормаживают ротор электродвигателя, к статору подводят напряжение, пониженное по сравнению с номинальным в 5... 6 раз. Производят измерения тока по фазам при трех положениях ротора (0°, 90°, 180°). При исправных обмотках статора и ро­тора показания всех трех амперметров одинаковы и не зависят от положения ротора. При обрыве стержней в роторе показания приборов различны и изменяются с поворотом ротора. Различные показания приборов, не зависящие от поворота ротора, указывают на неис­правность обмотки статора (витковое замыкание, не­правильное соединение катушек в обмотке статора и т. п.).

Вопрос 24. Перечислите работы проводимые при техническом обслуживании (ТО) и текущем ремонте (ТР) средств автоматизации. Приведите сроки проведения ТО и ТР средств автоматизации (СА) в зависимости от условий эксплуатации. Изложите объем типовых работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) средств автоматизации. Проанализируйте основные дефекты, которые выявляются при техническом обслуживании и текущем ремонте в средствах автоматизации.

Содержание работ по обслуживанию, ремонту и хранению зависит от вида средств автоматизации и определяется в соот­ветствии с инструкцией, по эксплуатации и системой ППРЭсх.

При типовых работах по техническому обслуживанию необ­ходимо:

- осмотреть устройство и элементы его монтажа;

- очистить корпус и соединения от пыли и грязи;

- устранить мелкие неисправности, проверить и очистить кон­такты, проконтролировать герметичность соединений, подтянуть детали крепления или заменить их новыми;

- смазать соединения кинематических узлов;

-роверить работоспособность устройств и отрегулировать их параметры.

При типовых работах по текущему ремонту следует выпол­нить все операции технического обслуживания, а также:

- снять аппарат или устройство, разобрать его и удалить пыль и грязь, скопившиеся на внутренних элементах;

- заменить поврежденные неосновные детали;

- смазать подвижные соединения или заменить смазочный ма­териал;

- выбрать устройство и, если нужно, покрасить его;

- проверить работоспособность и наладить устройство.

Перед монтажом и после ремонта проводят контрольные и типовые испытания. Установив средства автоматизации на объекте, выполняют их наладку с учетом свойств объекта уп­равления (выбирают оптимальные параметры настройки систем управления и настраивают их; контролируют и регулируют при­боры в зависимости от параметров объекта управления; прове­ряют, как функционирует система в целом).

Сроки технического обслуживания и текущих ремонтов средств автоматизации в зависимости от условий эксплуатации.

  Место установки Периодичность, мес
ТО ТР
В сухих и влажных помещениях    
В сырых и пыльных помещениях    
В помещениях особо сырых и с химически агрессивной средой.    
На открытом воздухе и под навесом    

Вопрос 25. Перечислите принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Охарактеризуйте принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Дайте характеристику этапам организации технического обслуживания средств автоматизации. Составьте план организационных работ по проведению технического обслуживания средств автоматизации.

Состояние средств автоматизации контролируют при техни­ческом обслуживании и текущем ремонте: осматривают, очища­ют, проверяют параметры (проводят тестирование), устраняют обнаруженные неисправности.

Заключение о техническом состоянии средств автоматиза­ции делают по результатам измерения и контроля совокупнос­ти параметров, определяющих работоспособность средств автоматизации. Различают контроль работоспо­собности и диагностический контроль.

Контроль работоспособности проводят при подготовке ус­тройств автоматики и системы в целом к эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте, а также периодически в процессе хранения. Основная задача — оценить состояние сис­темы автоматики в целом. В процессе контроля настраивают и регулируют устройства.

Диагностический контроль выполняют, чтобы найти неисп­равность и устранить причину ее возникновения. Необходимо выбрать такую методику (программу) поиска, при которой тре­буется минимальное время для обнаружения, поврежденного элемента. Наибольшее распространение получили методы пос­ледовательных поэлементных, последовательных групповых и комбинированных проверок.

В зависимости от условий эксплуатации, конструк­тивных особенностей аппаратуры и характера отказов при организации ТО могут быть использованы три принципа: календарный, наработки и смешанный.

Календарный принцип состоит в том, что ТО назна­чается и проводится по истечении определенного ка­лендарного срока (день, неделя, месяц, квартал и т. д), независимо от интенсивности использования устройств автоматики. Объем каждого ТО определяется эксплуа­тационной документацией (инструкцией по ТО, инструк­цией по эксплуатации и т. д.).

Принцип наработки предполагает назначение сро­ков ТО по достижении аппаратурой определенной на­работки. При этом наработка может исчисляться в часах работы, числе включений. Этот принцип может быть использован для организации ТО в тех случаях, когда отказы обусловлены процессами износа, аппара­тура работает в тяжелых условиях, значительно отли­чающихся от нормальных, или длительное время.

Смешанный принцип организации ТО применяется для устройств автоматики, у которых отказы обуслов­лены как процессами износа, так и процессами старе­ния.

В организации ТО можно выделить три этапа: под­готовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие вопросы:

1) планирование работ по ТО и постановка задач исполнителям;

2) подготовка обслуживающего персонала (изучение инструкций, технических описаний, правил и мер безопасности, отработка практических навыков на тренажерах и т. д.);

3) подготовка контрольно-измерительных приборов, инструмента, материалов;

4) подготовка устройств автоматики к проведению ТО;

5) проведение организационно-контрольных мероприятии (контроль знаний обслуживающего персонала, состояния контрольно-измерительных приборов).

На основном этапе в соответствии с планом (сете­вым графиком, технологическими картами) проводится вся совокупность работ по данному виду ТО. На этом этапе решаются задачи контроля полноты и качества проведения ТО и обеспечения мер безопасности.

На заключительном этапе переводят устройства ав­томатики в заданное состояние, делают записи в учет­ной документации о проделанных работах и выявлен­ных неисправностях, убирают помещения, территорию и подводят итоги.

Метод последовательных поэлементных проверок – поиск неисправностей ведут, проверяя элементы системы по одному в определенном, заранее установленном по­рядке. Обнаружив неисправность, прекращают поиск и заменя­ют элемент, а затем проверяют работоспособность всей системы.

Если комплексная проверка показала, что работо­способность не восстановлена, продолжается поиск сле­дующей неисправности с той позиции, на которой был обнаружен неисправный элемент. При нахождении второго неисправного элемента снова проверяют сис­тему и т. д. до восстановления работоспособности авто­матизированного устройства.

Метод последовательных поэлементных проверок при­меним для любых функциональных схем аппаратуры и вариантов ее конструкции. Недостаток его — сравни­тельно большое число проверок, большие затраты времени. Им удобно пользоваться при малом числе элементов.

Метод последовательных групповых проверок. Систему делят на отдельные группы элемен­тов, устройств, блоков и т. п. Затем измеряют один или не­сколько параметров, выделяя группу элементов, в которой есть неисправность, разбивают эту группу на подгруппы и сужают область поиска по тех пор, пока не будет выявлен неисправный элемент.

Комбинированный метод применяют для сложных систем. Он заключается в том, что при поиске неисправностей измеря­ют определенную совокупность параметров и по результатам делают заключение об отказавшем элементе. После контроля всей совокупности параметров анализируют состояние системы и принимают решение. Последовательность проверок значения не имеет.

Для сложной автоматизированной установки наи­лучшие результаты удается получить при комплексном использовании методов. При этом комбинированный метод используется для определения неисправного уст­ройства; метод групповых проверок — для отыскания неисправного узла; метод по­элементных проверок — для отыскания неисправных элементов в узлах.

Проверка исправности диода можно произвести двумя способами:

- с помощью омметра. Для этого перед проверкой определить исправность прибора и выполнить его настройку т. е. установить стрелку измеряемого прибора на ноль «О». В диодах может быть пробой или разрыв: при пробое прибор покажет «О», при обрыве — «». Если диод исправен, то прибор при прямой проводимости покажет несколь­ко Ом (рис.1), а при обратной проводимости — бесконечность «» — сотни килоом (рис. 2).

- Проверкаисправности диода с помощью контрольной лампочки.

Для этого необходимо взять аккумуляторную батарею на 6—12 В или понижающий трансформатор с выпрямителем.

По приведенной схеме при прямой полярности лампа горит, при об­ратной погаснет. Значит, диод исправен. Если при прямой и обратной полярности лам­почка горит, значит, диод пробит. Если прямая и обратная проводимость «» — значит, выгорел внутренний слой проводимости.

Проверка транзисторов с помощью контрольной лампочки.

Для этого необходимо по справочнику определить выводы транзистора: «Б» — база, «Э» — эмиттер, «К» — коллектор. Используя схему (рис. 18.7), проверить переход «Б—К» (база—коллектор). При исправном переходе лампа горит (рис. 18.7), при изменении полярности (на базу «Б» подать «+», а на коллектор «—») лампочка гаснет. В этом случае переход в норме. Если лампоч­ка горит при прямой и обратной полярности, то переход пробит. Если не горит при пря­мой и обратной полярности — выгорел проводимый слой. Используя схему (рис. 18.8), проверить переход «Б—Э» (база—эмиттер). Анало­гично, проверить переход, подав «+» на «Э», а «—» на «Б», а потом на­оборот. При исправном переходе лампочка будет гореть при прямой полярности и гаснуть при обратной. Проверить работу транзистора по схеме (рис. 18.9). Коснуться выводом «С» базы, транзистор откроется, лампочка загорится. Отсоединить вывод «С» от базы, транзи­стор закроется.

Проверка транзисторов с помощью омметра (тестера).

При этом переход «Э—Б» — прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.10), а обратная проводимость переход «Э—Б», омметр покажет от нескольких сот Ом до тысячи Ом (рис. 18.11). Переход «К—Б» (коллектор—база) прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.12). Обратная проводимость — сотни и тысячи Ом в зависимости от типа транзистора и его мощности (рис. 18.13).

Вопрос 29. Перечислите типовые работы проводимые по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту внутренних электропроводок. Изложите объем типовых работ по ТО и ТР внутренних электропроводок. Приведите сроки ТО и ТР внутренних электропроводок в зависимости от условий окружающей среды. Опишите порядок измерения и норму по сопротивлению изоляции внутренних проводок.

Техническая эксплуатация внутренних проводок состоит в систематическом выполнении технического обслуживания и текущего ремонта с целью поддержания высокой эксплуатаци­онной надежности оборудования.

В объем технического обслуживания внутренних проводок входит:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: