Осязательное восприятие пространства

Восприятие объемности объекта незрячими протекает принципиально так же, как и при нормальном зрения, а различие состоит в том, что зрячие воспринимают ее дистантно, а незрячие - контактно.

Практика слепых и многочисленные психологические исследования доказывают, что отсутствие зрения хотя и затрудняет, но не лишает человека способности адекватно отражать форму, величину, объемность и удаленность объектов. Эти пространственные признаки синтезируются благодаря работе мышления, и у слепых формируются более или менее правильные и целостные образы определенного замкнутого пространства.

Виды восприятия - зрительное у слабовидящих

Незрячие – осязательное

Частичновидящие - зрительное

Роль осязания в деятальности слепых

Осязание является одним из основных средств компенсации слепоты.

Компенсаторные функции осязания проявляются во всех видах деятельности слепых - в игре, учении и труде.

Игровая деятельность слепых детей основана на нормальном функционировании всех

сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой

ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются.

Игровая деятельность слепого ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми.

Во время этой деятельности должны использоваться все сохранные анализаторы, для чего необходимо подбирать и специально создавать игрушки, рассчитанные на осязательное и слуховое восприятие.

Исследования Л.И. Солнцевой показали, что только на основе использования активного осязания, игровая деятельность может обогатить чувственный опыт слепого ребенка, расширить содержание этого вида деятельности, дать навыки действия с предметами, положительно повлиять на психическое развитие слепого в целом.

В полной мере компенсаторная роль осязания проявляется уже в начальный период

организованного обучения слепых.При обучении слепых используются различные виды рельефа: выпуклый и вогнутый, точечный и линейный. Наиболее отчетливо при помощи осязания воспринимается выпуклый точечный рельеф при диаметре каждой точки 1 мм, высоте - 0,5 мм и расстоянии между двумя точками 1-2 мм. Эти размеры положены в основу точечного рельефного шрифта Брайля.“Быстрота чтения слепыми рельефного шрифта зависит не столько от элементарных осязательных ощущений, а главным образом обусловлена аналитико-интетической способностью к тонко дифференцированному восприятию рельефных точек.

Осязание является основой для реализации такого важного дидактического принципа, как наглядность. Наглядные, а точнее, осязаемые учебные пособия являются одним из

основных каналов, по которым при отсутствии зрения поступает информация о предметах и явлениях внешнего мира. Одним из наиболее трудно воспринимаемых для слепых видов наглядных пособий является рельефный рисунок, так как в нем весьма сложно передать многообразные свойства объектов (например, объемность, форму, поверхность и т.п.) из-за бедности изобразительных средств.

И наконец, осязание лежит в основе овладения слепыми операциями ручного груда.

Большое количество разнообразных операций ручного труда, не требующих

обязательного контроля со стороны зрения, становятся доступными для слепых, так как активно действующая рука не только отражает свойства предметов, но контролирует и регулирует само действие. Тонкая дифференциация кожных и мышечно-суставных ощущений позволяет слепым достигать высокой точности рабочих движений, а на основе этого и высокой производительности труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: