Наиболее существенные изменения наблюдаются в процессе обобщенного опосредствов логического познания.
Иссл-я показывают, что даже наиболее отвлеченные знания об объектах, не имеющих аналогов, которые могли бы быть познаны при помощи сохранных органов чувств (например, о цвете иди свете), могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте.
В форме понятий при дефектах зрения наиболее адекватно отражается и закрепляется в виде знаний объективная действительность.
Сужение сферы чувственного познания, возникающее при слепоте отражается в области мышления, в 1 очередь именно на формир-и понятий в последующем оперировании ими.
Характерной особенностью мышления слепых является дивергенция, то есть расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действит-ти - чувственного и логического.
Усваивая исторически сложившиеся понятия, существующие в словесной форма, и не
получая в то же время в индивидуальном опыте соответствующих чувственных,
|
|
конкретных знаний, слепые приобретают формальные, оторванные от жизни знания. Эти
знания (понятия) неполноценны, так как в них разорваны объективно взаимосвязанные
стороны действительности - единичное (отражающееся в представлениях) и общее
(отражающееся в понятиях).
Формальность, вербализм знаний отмечались многими авторами и отчетливо проявляются при изучении мышления лиц с дефектами зрения.
Дивергенция чувственного и логического в понятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.
Слепота не может внести принципиальных изменений в данную класс-ю мышления. Независимо от того, под контролем какого анализатора (зрительн или двигательного) совершается действие, в процессе которого решается та или иная задача, независимо от того, зрительными или осязательн образами оперирует мышление, делая то или иное заключение, оно остается в 1 случае наглядно-действенным, а во 2 - наглядно-образным.
Сокращение чувственного опыта у слепых приводит к затруднениям
- при “сличении мысли и вещи”,
- к преимущественному оперированию понятиями, но это вовсе не означает, что их мышление становится логическим. Дивергенция чувственного и понятийного может создать не логический, а только формальный тип мышления. Догматическое усвоение слепыми понятий, создающее целый ряд трудностей при решении мыслительных задач, требует, гораздо более частого, чем при нормальном зрении “сличения мысли и веши”.
Формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме.
Мыслительная деят-ть слепых подчиняется в своем R тем же законом-ям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психич процесс, замедляя интеллектуальное R и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отклонения в R мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формир-е полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.