Круизная индустрия

Под круизной индустрией следует понимать межотраслевой комплекс, в который субъекты хозяйственной деятельности входят в той степени, в которой они участвуют в создании, продвижении и реализации круизного продукта и функционировании круизного рынка в целом. Классифицировать такие субъекты можно по следующим признакам:

· участвует ли предприятие в формировании, продвижении и реализации круизного продукта как комплекса услуг, предлагаемого по общей цене;

· занимается предприятие непосредственным обслуживанием круизных пассажиров или реализует товары и услуги компаниям, специализирующимся в этой области;

· какая часть товаров и услуг предприятий реализуется на круизном рынке.

Круизная индустрия в узком смысле слова включает предприятия, специализирующиеся на работе в сфере круизного бизнеса, к которым относится большинство круизных компаний. Сюда можно отнести тех туроператоров и турагентов, для которых продажа круизного продукта является основным видом деятельности, а также предприятия торговли, общественного питания, транспортные и т.д., если они специализируются именно на обслуживании круизных пассажиров во время плавания судна или на берегу. Например, магазин беспошлинной торговли на борту судна или те же магазины, кафе, рестораны, бары и т.д., для которых круизные пассажиры составляют основную часть их клиентуры.

Если говорить о круизной индустрии в широком смысле слова, то кК ней относятся все субъекты хозяйственной деятельности, обеспечивающие функционирование круизного рынка. Например, судостроительные компании, в той степени, в которой они заняты строительством круизных судов; порты – в той степени, в которой они заняты их приемом и обслуживанием; компании, которые поставляют на круизные суда топливо, пресную воду, продукты питания и т.д.

Собственно, хозяйственные связи круизной индустрии можно проследить до предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства. Другое дело, что эти предприятия могут не знать, что из добываемой ими руды будет выплавлен металл для постройки круизного судна и что в меню его ресторанов будут входить блюда, приготовленные из выращенной ими сельскохозяйственной продукции. Сказанное не означает, что эти предприятия тоже предлагается включать в состав круизной индустрии. Но важно понимать, что соответствующие хозяйственные связи являются неотъемлемыми элементами ее функционирования как целостной системы.

Рассмотрим некоторые ключевые составляющие этой системы. Главной из них являются круизные компании. Рынок морских круизов является высокоструктурированным. На нем можно выделить сегмент малого и среднего бизнеса, связанного в основном с использованием небольших круизных судов и яхт, маршрутами каботажного плавания и организацией морских прогулок, которые туристским продуктом не являются, если не предусматривают ночлег пассажиров на судне. Но основу рынка морских круизов составляют крупные круизные компании, которых в общей сложности в мире насчитывается около трех десятков. Большинство из них, в свою очередь, входят в три крупных круизных холдинга – «Carnival Corporation &plc», «Royal Caribbean» и «Star Cruises», на долю которых приходится почти 80% пассажировместимости мирового круизного флота. Рассмотрим их более подробно в рамках нынешнего состояния круизного рынка.

Самым крупным холдингом с наибольшим объемом пассажирских перевозок является «Carnival Corporation &plc». Общая численность его персонала составляет более 80 тыс. чел., его чистая прибыль за 2010 г. превысила 1,9 млрд. долл. Холдинг владеет 97 лайнерами, которые совершают круизы по Аляске, Багамским островам, Северной Европе, Бермудским и Карибским островам, Средиземному морю, Южной Америке, Тихоокеанскому региону. До 2014 г. корпорация планирует спустить на воду еще 10 лайнеров. Табл.2.2 представляет собой своего рода визитную карточку холдинга.

Таблица 2.2

Некоторые характеристики холдинга «Carnival Corporation &plc»

Головные офисы Майами, Флорида (США) и Лондон (Великобритания)
Президент Micky Arison
Бренды «Carnival Cruise Lines» (22 лайнера) «Princess Cruises» (17 лайнеров) «Holland America Line» (15 лайнеров) «Costa Cruises» (14 лайнеров) «AIDA» (7 лайнеров) «P&O Cruises» (7 лайнеров) «Seabourn Cruise Line» (5 лайнеров) «Ibero Cruceros» (4 лайнера) «P&O Cruises Australia» (3 лайнера) «Cunard Line» (2 лайнера) «Ocean Village» (1 лайнер)
Всего лайнеров  
Количество сотрудников =85 000
Прибыль в 2010 г. 14,5 млрд долл. США
Регионы плавания Аляска – Багамы – Балтика – Бермуды – Карибы – Гавайи – Средиземноморье – Новая Англия – Нордкап – Панамский канал – Южная Америка – Юго-Восточная Азия и др.
Строящиеся лайнеры 10 («Carnival Cruise Lines» - 2; «Costa Cruises» - 2; «AIDA» - 2; «Princess Cruises» - 2; «Cunard Line» - 1; «Seabourn Cruise Line» - 1)

В холдинг «Carnival Corporation &plc» входят такие круизные бренды, как «Carnival Cruise Lines», «Princess Cruises», «Holland America Line», «Costa Cruises», «AIDA», «P&O Cruises», «The Yacht of Seabourn», «Ibero Cruceros», «P&O Cruises Australia», «Cunard Line», «Ocean Village».

Слоган компании «Carnival Cruise Lines» звучит так: «Let the Fun Begin» («Начинаем веселиться»). Компания называет свои корабли «развлекательными», что в полной мере соответствует содержанию ее круизного продукта. Объем перевозок компании достигает 3,6 млн пассажиров – абсолютный рекорд на круизном рынке. На борту туристам предлагается множество вариантов питания и развлечений, при этом количество услуг постоянно расширяется. Меню для пассажиров разрабатывает шеф-повар Жорж Блан, обладатель трех звезд Michelin (высшей оценки кулинарного искусства). На лайнерах устанавливаются новые кровати со специально разработанными матрасами и высококлассным бельем, флот регулярно обновляется.

Слоган компании «Princess Cruises» - «Escape completеly», что можно условно перевести, как «Полное погружение в отдых». «Princess Cruises» располагает 17 лайнерами и перевозит около 1 млн туристов в год по 280 направлениям продолжительностью от 7 до 30 дней. Компания «Princess Cruises» одной из первых ввела на своих лайнерах такие инновационные сервиса, как круглосуточное питание и каюты с балконами.

Девиз компании «Holland America Line»: «A Signature of Excellence» («Знак качества»). Компания основана более 100 лет назад и специализируется в организации круизов класса «премиум». Флот ее насчитывает 15 лайнеров, которые заходят более чем в 300 портов мира на всех континентах. Продолжительность круизов составляет от 2 до 108 дней. Каюты оборудованы плазменными панелями и эксклюзивными кроватями; гостям предлагается масса развлечений, вплоть до кулинарных занятий, проводимых лучшими шеф-поварами мира.

«Costa Cruises» совершает круизы под лозунгом «Italian Style Cruising» («Круизы в итальянском стиле»), имеет флот из 14 лайнеров и занимает лидирующие позиции по объему перевозок в Средиземном море. Лайнеры компании также совершают круизы по Северной Европе, Карибам, Ближнему Востоку и Южной Америке.

«AIDA» - бренд, созданный для немецкого рынка. Компания располагает 7 лайнерами и называет их «клубными». Их пассажирам предлагается набор развлечений, сопоставимый с мировыми курортами уровня 4-5 звезд. Круизы этой компании в значительной мере акцентированы в неформальной обстановке. Лайнеры «AIDA» совершают круизы по Средиземному морю, Северной Европе, Канарским островам, Ближнему Востоку.

«P&O Cruises» - бренд, ориентированный на британский рынок. Семь лайнеров компании сочетают английские традиции с модными инновациями и совершают круизы по Средиземному и Карибскому морям, Южной Америке, Атлантике, Скандинавии, а также кругосветные плавания.

«The Yacht of Seabourn» - уже упоминавшаяся компания, работающая в сегменте «лакшери». Пять ее лайнеров имеют на борту только каюты категории «сьют», предлагают пассажирам блюда высокой кухни, мини-бары в каютах с напитками по выбору пассажиров, личных дворецких и консьержей, а также эксклюзивные мероприятия в портах захода.

Компания «Ibero Cruceros» - один из наиболее развивающихся брендов на испанском, португальского и бразильского рынков. Четыре лайнера этой компании совершают круизы по Средиземному морю, Северной Европе, Карибам и вдоль побережья Бразилии.

«P&O Cruises Australia» - наибольшая круизная компания, ориентированная на австралийский рынок, с 3 лайнерами и объемом перевозок около 100 тыс. пассажиров в год. Лайнеры компании совершают круизы из Сиднея, Окленда, Брисбена.

Лайнеры компании «Cunard Line» следуют традициям золотой эры трансатлантических плаваний, предлагаемые пассажирам классические интерьеры и высококлассное обслуживание. В распоряжении компании 2 лайнера, последний из которых «Queen Victoria», был спущен на воду в 2007 г. лайнер «Queen Mary» является единственным пассажирским судном, которое продолжает совершать регулярные трансатлантические переходы, как и в середине 19 века.

Слоган компании «Ocean Village» звучит в известном смысле парадоксально: «The cruise for people who don’t dо cruises» («круиз для тех, кто не плавает в круизы»). Лайнеры компании рассчитаны для пассажиров в возрасте до 50 лет и предлагают активные развлекательные программы. на борту и на берегу, включая скалолазание, рафтинг, катание на горных велосипедах, сафари на джипах. Компания располагает основательным парком техники и инвентаря для активного отдыха. Лайнер компании совершает семидневные круизы по Средиземному морю и Карибским островам.

Вторым по величине холдингом в мире является «Royal Caribbean». Он располагает флотом из 38 лайнеров, способных взять на борт в общей сложности более 78 тыс. пассажиров. Чистая прибыль компании в 2009 г. составила более 488 млн долл. США. В Холдинг входят следующие круизные компании: «Royal Caribbean International», «Celebrity Cruises», «Azamara Cruises», «Pullmantur S.A», «CDF».

Круизная компания «Royal Caribbean International» имеет объем перевозок около 3 млн пассажиров в год и ориентирована на семейный отдых с развлекательными программами, различными видами активного отдыха и возможностями для релаксации. Флот компании насчитывает 22 лайнера. некоторые из них имеют на борту полноценные ледовые катки и стены для скалолазания.

Круизная компания «Celebrity Cruises» относится к сегменту «премиум» и оперирует 9 большими лайнерами, которые предлагают пассажирам персонализированный сервис и высокую кухню.

Круизная компания «Azamara Cruises» относится к сегменту «делюкс» и оперирует 2 лайнерами, рассчитанными на 700 пассажиров каждый. Эти небольшие по нынешним меркам лайнеры совершают круизы по эксклюзивным маршрутам и предлагают пассажирам высококлассный сервис на борту.

Круизная компания «Pullmantur S.A» базируется в Испании и является крупнейшим оператором в этой стране. География маршрутов «Pullmantur S.A» охватывает Средиземное море, Северную Европу и Латинскую Америку. С момента вхождения «Pullmantur S.A» в холдинг «Royal Caribbean» в 2006 г. к его 4 лайнерам прибавились 2 лайнера холдинга – «Zenith», принадлежавший ранее компании «Celebrity Cruises» и «Empress», принадлежавшей компании «Royal Caribbean International». Компания «Pullmantur S.A» имеет также собственный воздушный флот, осуществляющий чартерные перевозки круизных пассажиров из Мадрида к точкам начала круизов. В настоящий момент воздушный флот компании составляет 5 самолетов.

Круизный бренд «CDF» был создан в 2007 г. специально для французского рынка. Лайнер «Bleu de France» прошел сложную реконструкцию, чтобы полностью соответствовать вкусам французских туристов, и начал совершать круизы с 2008 г.

Третьим по величине круизным холдингом в мире является «Genting Group», до декабря 2009 г. называвшийся «Star Cruises». Флот его состоит из 18 лайнеров общей пассажировместимостью более 3 тыс. пассажиров. Чистая прибыль холдинга в 2009 г. составила порядка 100 млн долл. США. В состав «Genting Group»входят круизные компании «Star Cruises» и «Norwegian Cruise Line» (NCL) с подразделением «NCL America».

Круизная компания «Genting Group» работает на азиатском рынке. 4 ее лайнера совершают круизы по Тихоокеанскому региону продолжительностью от 4 дней и более. На лайнерах «Genting Group» восточное гостеприимство сочетается с последними достижениями науки и техники в сфере круизного сервиса.

Лозунг компании «Norwegian Cruise Line» (NCL): «Freestyle Cruising» («Круизы в свободном стиле»). Компания оперирует 11 лайнерами, совершающими круизы по Средиземному морю, Северной Европе, Карибским и Канарским островам и у берегов Южной Америки. Круизы «Norwegian Cruise Line» (NCL) ориентированы на семейных отдых, молодежь, людей, не привыкших стеснять себя формальностями. На лайнерах компании имеется широко развитая инфраструктура развлечений для пассажиров различного возраста, в том числе единственный на борту морского судна боулинг. При этом многие каюты соединены между собой, а в самых больших, категории «Garden Villa», с тремя спальными комнатами могут комфортно разместиться до 6 человек. Компания имеет 2 офиса – в Майами (для работы на американском рынке) и в Висбадене (для работы на европейском рынке). Компания «NCL America» ориентирована на американский рынок и предлагает круизы по Карибским и Гавайским островам.

Помимо крупных холдингов на круизном рынке работают и небольшие корпорации с гораздо меньшим объемом перевозок. Например, в корпорацию «Carlson» входит круизная компания «Regent Seven Seas Cruises», работающая в сегменте «Luxury». Три ее лайнера могут взять на борт от 330 до 700 пассажиров, обеспечив им максимальное внимание и комфорт. Маршруты компании «Regent Seven Seas Cruises» охватывают практически весь мир – от Французской Полинезии до Антарктики.

В корпорацию «Ambassadors International» входит круизная компания класса «люкс» «Windstar Crises». Она предлагает путешествия на трех океанских яхтах, каждая из которых рассчитана на 150-300 пассажиров с обслуживанием на уровне пятизвездочного отеля. В программу пребывания на борту входит в том числе широкий спектр занятий водными видами спорта. Яхты «Windstar Crises» курсируют как по классическим маршрутам, так и в экзотические уголки мира.

Част круизных компаний не входит в состав никаких корпораций, а развивает на рынке собственные бренды. Например «Silversea» - круизная компания. имеющая в арсенале огромный опыт организации путешествий класса «люкс». В начале 1990-х известная итальянская семья Лефевре, которая ранее владела компанией «Sitmar Cruises», создала уникальную круизную компанию, целью которой стало строительство лайнеров высочайшего уровня комфортности. Таким образом, они заняли нишу класса «ультра-лакшери» на мировом круизном рынке.

Другим примером независимой круизной компании является «Hurtigruten» с центральным офисом в Норвегии. Компания располагает флотом в 11 лайнеров, котрые совершают уникальные круглогодичные круизы вдоль побережья Норвегии в северном и южном направлениях, а также двумя лайнерами в Антарктике и один в Гренландии.

Интересным примером независимой круизной компании может служить «MCS Cruises». В данном случае термин «независимый» условен и отражает только тот факт, что «MCS Cruises» не входит не в какие круизные холдинги. Тем не менее эта круизная компания является подразделением «Mediterranean Shipping Company», специализирующейся на грузоперевозках. В 1987 г. «Mediterranean Shipping Company» приобрела круизную компанию «Lauro Lines», пожалуй, самую неудачливую в истории круизного рынка. «Lauro Lines» была создана в 1960-х гг. и оперировала двумя лайнерами, первый из которых сгорел в 1979 г, а второй был захвачен палестинскими боевиками в 1985 г. После оформления сделки круизная компания была переименована в «Starlauro», однако это не позволило обмануть судьбу, и 1994 г. ее первый лайнер затонул в результате пожара. В конечном счета компания была переименована в «MSC Cruises» и предлагала демократичные круизы для европейцев на лайнерах постройки 1952-1982 гг. Однако жесткая конкуренция на круизном рынке заставила круизную компанию изменить стратегию.

С 2000 г. руководство компании взяло курс на обновление флота. В 2003 г был спущен на воду лайнер «MSC Lirica», в 2004 – «MSC Opera», в 2006 - «MSC Musica», в 2007 - «MSC Orchestra», в 2008 - «MSC Fantasia» и «MSC Poesia», в 2009 - «MSC Splendida». В настоящее время «MCS Cruises» является одной из крупнейших круизных компаний в Европе, перевозя более 1 млн пассажиров ежегодно на 11 кораблях. В новых лайнерах «MCS Cruises» воплощена концепция «MSc Yacht Club», в рамках которой туристам предлагается размещение VIP-уровня, в зонах, закрытых для посещения другими пассажирами. В 2009 г. круизная компания должна была принять участников саммита «Большой восьмерки», что свидетельствует о всемирном признании высокого уровня лайнеров «MCS Cruises», отмеченных, в том числе, наградой «6 Золотых жемчужин». Но из-за разрушительного землетрясения в Италии саммит по соображениям моральной поддержки состоялся в особенно пострадавшем городе Аквиле.

Уровень конкуренции между корпорациями и круизными компаниями очень высок. Однако в силу того, что большинство круизных компаний имеет ярко выраженные отличительные черты, они могут сформировать собственную целевую аудиторию, не пересекающуюся с клиентурой других компаний. Некоторые круизные бренды настолько уникальны, что у них нет прямых конкурентов на рынке. Мартин Тромп, директор по продаже и маркетингу компании «Silversea» заметил в разговоре с одним из авторов этой книги: «Нашими прямыми конкурентами являются, например, «Bentley» и «Jaguar». Ведь у наших клиентов стоит вопрос, не какой круиз купить, а что принесет больше удовольствия- круиз или новый автомобиль.»

Распределение мирового круизного рынка между основными его игроками представлено на ри.2.2.

При этом на долю компании «Carnival Group» приходится больше половины оборота мирового туристского рынка, который по состоянию на 2010 г. оценивался в 26, 8 млрд долл.В том числе оборот крупнейшего североамериканского рынка составил 16,0 млрд долл. Более ¼ мирового круизного рынка приходится на долю компании «Royal Caribbean» и 5% - на долю компании «Genting Hong Kong Group».

Более подробно специализацию по классу обслуживания, пассажировместимость и другие показатели круизного флота крупнейших компаний характеризуют данные табл.2.3.

Таблица 2.3

Распределение мирового круизного рынка между круизными компаниями по количеству судов и их пассажировместимости

Круизная компания Северная Америка Вне Северной Америки Сегмент рынка
Количество мест, тыс.чел Лайнеры, шт Количество мест, тыс.чел Лайнеры, шт
carnival Cruise Lines 58,800   - - Массовый
Princess Cruises 38,770   - - то же
Costa Cruise Lines - - 39,940   - «-
Holland America Line 23,119   - - Премиум
Cunard Line, LTD - - 8,212   luxury
Seabourn Cruise Line 1,986   - - то же
P&O Cruises - - 22,421   Массовый
AIDA - - 15,901   то же
Ibero Cruises - - 5,441   - «-
Итого 122,675   91,915    
Royal Caribbean
Royal Caribbean International 63,007   - - Массовый
Celebrity Cruises 25,222   - - Премиум
Azamara Cruises 1,554   - - Luxury
Pullmantur S.A. - - 9,489   Массовый
CDF - -     то же
Итого 89,783   10,247    
Другие компании
Norwegian Cruise Line 26,290   7,244   то же
MSC Cruises - - 26,071   - «-
Louis Cruise Lines - - 10,173   - «-
Thomson - - 7,153   - «-
Hurtigruten - - 5,923   - «-
Fred Olsen Cruise Lines - - 4,567   - «-
Disney Cruise Line 7,300   - - - «-
Regent Seven Seas Cruises 2,222   - - - «-
Oceania Cruises 3,312   - - Премиум
Crystal Cruise 2,014   - - Luxury
Silversea Cruise 2,028   - - то же
Hapag-Lloyd - - 1,176   - «-
Saga-Cruises - - 1,275   Массовый
Imperia Majesty 1,068   - - то же
All Leisure Holidays - - 1,048   - «-
Easy Cruise - -     - «-
Discovery     - - - «-
Windstar Cruises     - - Luxury
Delphin - -     Массовый
Orient - -     то же
Pearl Seas Cruises     - - Luxury
Ponant Cruises - -     то же
SeaDream Yacht Club     - - - «-
Итого 20,362   60,429    
Всего 259,110   169,835    
             

Рис.2.2 Распределение мирового круизного рынка между его основными участниками %: а) – североамериканский круизный рынок; б) – мировой круизный рынок без учета североамериканского рынка

При этом магистральным направлением развития структуры круизного рынка, как уже отмечалось, является его укрупнение путем слияний и поглощений бизнеса. В результате число основных игроков на рынке сокращается. Новые круизные компании создаются, но чаще как «нишевые», узкоспециализированные, и нередко теме же основными игроками в рамках процесса специализации и диверсификации своего бизнеса.

Например, в 2011 г. начала работу круизная компания «Paul Gaugin Cruises». В ее распоряжении 1 лайнер, который станет совершать круизы по Таити, Французской Полинезии и югу Тихоокеанского региона, причем посещать он будет исключительно небольшие круизные порты, куда не имеют возможности зайти большие круизные лайнеры. Слоган круизной компании – «Не один другой лайнер не подойдет ближе». Круизная компания позиционирует себя в сегменте «Лакшери». Она выделилась из круизной компании «Regent Seven seas Cruises».

При этом круизные компании идут по пути не только горизонтальной. но и вертикальной интеграции. Они участвуют в инвестировании портового строительства, покупают земли для развития наземного обслуживания своих пассажиров в перспективных районах судозаходов т.д. Например, компания «Carnival Group» построила порт на Гранд Терк – одном из островов Карибского архипелага. Компания «Royal Caribbean» создала необходимую для приема круизных судов инфраструктуру на острове Лабади (Гаити), компания «Disney Cruise Line» приобрела для тех же целей Багамский остров Castaway Cay. Услугам туристов компания предлагает детский центр, обширный семейный пляж, аквапарк, расположенную недалеко от берега плавучую платформу «Пеликаний плот», с пологой и спиральными горками.

Пример компании «Disney Cruise Line» в этом отношении далеко не единственный. Целые острова в собственность приобрели многие круизные компании. И процесс этот начался еще в 1970-х гг. В справочниках круизных компаний есть список таких островов и их владельцев.

Другой важнейшей частью круизной индустрии является круизное судостроение. По данным «Cruise MarketWatch», общий объем инвестиций в строительство океанских морских лайнеров только в 2010 г. составил более 7,7 млрд долл. США, а в 2011 г. – более 5,2 млрд долл. по начатым уже проектам. При этом в 2010 г введены такие мегалайнеры, как «Norwegian Epic», рассчитанный на 4,2 тыс.пассажиров и «Allure of the Seas» - на 5,4 тыс. пассажиров.

Строительство новых круизных судов, несмотря на некоторые сокращения инвестиций в период экономического кризиса, продолжается.

стратегия круизного судостроения на нынешнем этапе развивается в 3-х основных направлениях:

1) строительство лайнеров большого тоннажа и пассажировместимости с максимально широким ассортиментом услуг на борту;

2) строительство судов меньших размеров, но повышенной комфортности;

3) строительство специальных круизных судов (экспедиционные, парусные и др).

Все эти направления отражают общую тенденцию углубления специализации круизного продукта. С точки зрения структуры инвестиций сегодня, как и в 20 веке, доминирует тенденция строительства все более крупных судов, обеспечивающая относительную экономию капитальных вложения в расчете на койко-место или каюту. При этом, ассортимент услуг, предоставляемых на борту судна расширялся, качество сервиса росло, а цены, о чем уже говорилось. относительно снижались. По данным P&O Cruises, стоимость двухнедельной круизной поездки в сопоставимых ценах за последние 10 лет сократилась в 2 с лишним раза.

Эта тенденция во многом определила повышение конкурентоспособности круизного продукта на мировом туристическом рынке. Но существуют факторы. препятствующие дальнейшему увеличению размеров круизных лайнеров. Они связаны с условиями судоходства в акватории морских каналов, в том числе Суэцкого и Панамского, возможностями обслуживания таких судов далеко не во всех портах, представляющих интерес с точки зрения круизных заходов. и др. ограничениями.

Эти проблемы частично решаются по мере строительства новых и реконструкции существующих портовых комплексов. Морские порты отличаются между собой по назначению, географическому расположению, годовой продолжительности эксплуатации, отношению к уровню воды и др критериям. в зависимости от места положения различаются морские порты расположенные на островах, в глубине лагун, устьях рек и на открытом берегу. Большинство крупнейших портов (Нью-Йоркский, Лондонский, Гамбургский и др) являются устьевыми. Круизные суда заходят в основном в порты торговые (грузопассажирские) и пассажирские (рис.2.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: