Специализация морских круизов

Процесс специализации морских круизов обусловлен действием целого ряда факторов:

· развитием потребностей в путешествиях и многообразием целей туристских поездок;

· особенностями потребностей в путешествиях с туристскими целями различных социальных групп и сегментации круизного рынка;

· интеграцией круизов с другими видами туризма;

· развитием круизного судостроения и внедрения в сферу морских круизов достижений научно-технического прогресса.

Можно выделить несколько уровней специализации круизного продукта. Первый из низ предполагает разработку специальных программ пребывания пассажиров на борту круизного судна и на берегу во время его стоянок в портах. Второй уровень предполагает специальное оборудование круизного судна для обслуживания конкретного контингента пассажиров. Третий – строительство специальных круизных судов, отвечающих концепции соответствующего круизного продукта, в том числе с точки зрения их судоходных качеств.

Примером последнего уровня специализации могут служить экспедиционные круизы. Разница между обычными экскурсионными и экспедиционными круизами заключается в том, что первые ориентированы на организацию отдыха пассажиров и осмотр объектов культурного наследия в местах остановки круизного судна, а вторые – на осмотр природных достопримечательностей. Главное отличие состоит в том, что экспедиционные круизные маршруты пролегают более в труднодоступных и менее посещаемых районах мира. Это могут быть экваториальные воды, но чаще речь идет о круизах в полярных широтах. всего за сезон в антарктические круизы, например, отправляется более 45 тыс. туристов. Поэтому для организации экспедиционных круизов, как правило, используются корабли ледового класса. Кроме того, экспедиционные круизы предполагают более широкие возможности для корректировки маршрутов, заходов в небольшие порты и выбора якорных стоянок, в том числе благодаря наличию на борту специальных плавательных средств для высадки пассажиров на берег в труднодоступных районах, чаще всего, каркасных моторных лодок «Zodiac».

Вместе с тем в таких круизах выше вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и отклонения от графика в связи со сложными погодными условиями. так, в феврале 2009 г. зажатым во льдах Антарктиды оказалось зарегистрированное на Багамских островах экспедиционное круизное судно «Ocean Nova". На корабле находились 35 членов экипажа и 71 пассажир. все они были эвакуированы испанским океанографическим судном в аргентинский порт Ушуайа. Туда же в ноябре 2009 г., с опозданием на несколько дней, прибыл самостоятельно выбравшийся из ледового плена ледокол «Капитан Хлебников» со 105 туристами на борту. Судно было зажато во льдах в результате сложных погодных условий в районе острова Сноу-Хилл в море Уэдделла.

В связи с этим пункт относительно возможности задержки на экспедиционных круизных маршрутах целесообразно специально отражать в условиях договора с клиентом, а также включить в состав туристского пакета страховку пассажира, учитывающую повышенные риски, связанные с участием в таких путешествиях. Не случайно специалисты сегодня ставят вопрос о необходимости разработки и утверждения новых правил, регулирующих посещение арктических вод круизными судами. Этому вопросу был посвящен специальный саммит с участием представителей 50 стран, состоявшийся в декабре 2009 г. в Новой Зеландии.

В целом суда, используемые для организации экспедиционных круизов, можно разделить на несколько категорий:

· научно-исследовательские суда, часто входившие в состав советского морского флота, такие как «Академик Вавилов», «Академик Иоффе», «Академик Шокальский» и др.

· ледоколы, как, например, «Капитан Хлебников», атомные ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» и др.

· экспедиционные круизные суда: «Clipper Adventurer», «Endeavour», «Ocean Nova», «Plancius» и др.

· экспедиционные суда класса «люкс»: «Prince Albert II», «Minerva», «Clelia II», «Hanseatic» и др.

· экспедиционные круизные лайнеры, например, спущенное на воду в 2007 г. норвежское экспедиционное круизное судно «Fram» круизной компании «Hurtigruten» или экспедиционный лайнер ледового класса «Marco Polo» (бывший «Александр Пушкин»).

Научно-познавательная часть экспедиционных круизов включает обширную лекционную программу, а особенности маршрута открывают широкие возможности для реализации оригинальных анимационных мероприятий. В то же время по уровню комфорта, разнообразию развлекательных программ и в целом ассортимента услуг, предлагаемых пассажирам, большинство экспедиционных судов уступает современным круизным лайнерам, курсирующим по не столь экзотическим маршрутам. Меньше и их пассажировместимость. В большинстве своем экспедиционные суда могут взять на борт от 46 до 200 пассажиров. На экспедиционных лайнерах этот показатель выше, но тоже далек от пассажировместимости современных обычных круизных морских судов. Например, судно «Fram» может принять на борт 382 пассажира, а «Marco Polo» - 750 пассажиров.

Высокие издержки и эксклюзивность круизных программ влияют на относительно высокие цены таких туров. Например, минимальная стоимость круиза к Северному полюсу на атомном ледоколе «50 лет Победы», предлагаемого компанией «Посейдон», в 2010 г составляла около 17 тыс. евро за место в двухместной каюте. А предлагавшийся в 2010 г компанией «Клуб путешествий «Special»» 1-дневный экспедиционный круиз к берегам Папуа-Новой Гвинеи обошелся бы в сумму не менее 6,9 тыс.долл., не считая стоимости перелета, виз и страхового полиса на сумму, в три раза превышающую страховку, предлагаемую в пакете обычного тура. Круизы, организуемые американской компанией «Quark Expidition» на ледоколе «Капитан Хлебников» по маршруту Шпицберген – Гренландия – Канада – Чукотка – Шпицберген, обходятся одному пассажиру от 10 до 18 тыс. долл. США.

Существуют круизные компании, полностью специализирующиеся на экспедиционных маршрутах, например норвежская компания «Hurtigruten». Ее маршруты охватывают побережье Норвегии, Шпицберген, Гренландию, Арктику. Все лайнеры компании «Hurtigruten» специально разработаны и построены для круглогодичной навигации в этих районах, предлагают каюты от стандартных до класса «люкс», а также инфраструктуру, включающую рестораны, бассейны, конференц-залы и многое другое. Стоимость круизов компании «Hurtigruten» начинается от 2 до 8 тыс. евро в зависимости от продолжительности круиза и региона плавания. В стоимоть некоторых круизов включается перелет из крупных городов до портов, где начинаются круизы, и обратно.

Часть экспедиционных круизных маршрутов по мере роста их популярности переходит в разряд традиционных. Так произошло с круизами на Галапагосы, к берегам Исландии, острова пасхи. Можно сказать, что деление круизов на «обычные» и «экспедиционные» почти столь же условно, как деление туристских дестинаций на массовые и экзотические. Но ряд технических, географических и экономических особенностей круизных экспедиций очевиден, и тенденции развития спроса свидетельствуют о том, что это направление круизного бизнеса получит дальнейшее динамичное развитие.

Другим примером строительства особых круизных судов являются мега-яхты. Такие как, например, «SeaDream I» и «SeaDream II», которыми оперирует созданная в 2001 г. компания «SeaDream Yacht Club». Особенностями предлагаемого ею продукта являются роскошные интерьеры, исключительно высокий уровень сервиса в сочетании с возможностью путешествий по гибкому графику по необычным маршрутам и возможностью захода в небольшие бухты, т.е., по сути, круиз, но со всеми преимуществами путешествия на роскошной яхте. Не случайно владельцы компании позиционируют ее скорее как яхтенную, чем круизную компанию. В справочнике по круизным судам «Berlitz Complete Guide to Cruising and Cruise Ships» специально для компании «SeaDream Yacht Club» в 2004 г. был введен дополнительный класс «ультра-люкс». Водоизмещение упомянутых двух яхт компании составляет 4 300 т каждой, длина – 104,85 м, ширина 14,32 м. Они могут взять на борт по 112 пассажиров и 95 членов экипажа. На яхтах «SeaDream» предлагаются круизы продолжительностью в среднем 7-14 дней с заходами в небольшие порты, куда не могут зайти огромные лайнеры. Регионы плавания компании «SeaDream» охватывают Средиземноморье, Северную Европу, Карибы, Атлантику. Примером средиземноморского круиза на яхтах SeaDream может служить маршрут: Монте-Карло – Корсика – Сардиния – Сорренто – Позитано – Амальфи – Капри – Рим. Стоимость такого круиза варьируется от 3845 до 17 115 евро на человека при двухместном размещении.

Приведем еще один пример турпродукта, основанного на особом типе судов, - это ретро-круизы, - путешествия на сохранившихся колесных пароходах и парусных судах. Как известно, первый колесный пароход отправился из Нью-Йорка в Европу еще в 1867 г. Сохранившиеся колесные пароходы используются в основном для организации речных ретро-круизов, в том числе в России, например на пароходе «Н.В. Гоголь» постройки 1911 г., курсирующем по Северной Двине.

Парусные суда, исторической и современной постройки, используются, наоборот, чаще на морских круизных маршрутах. Так, созданная в 1991 г. круизная компания «Star Clippers» предлагает круизы на оборудованных по последнему слову техники парусниках, являющихся одновременно копиями торговых кораблей середины 19 в.: двух 4-мачтовых «Star Clipper» и«Star Flyer», а также 5-мачтовом «Royal Clipper». Стоимость 12-дневного круиза «Большое Средиземноморье» на паруснике «Royal Clipper» в 2010 г., в зависимости от категории кают, варьировались от 3,5 до 9,6 тыс.долл США.

Еще одним представителем рынка парусных круизов является основанная в 1979 г компания «Sea Cloud Cruises», головной офис которой находится в Гамбурге. ЕЕ небольшой флот включает речной круизный парусник «River Cloud II» и два морских парусных лайнера класса «люкс». Первый из них «Sea Cloud» постройки 1931 г., а торой – «Sea Cloud II» был спущен ан воду в 2001 г.

Характерно, что в организации морских вояжей на парусниках российский флот, как, кстати, и на рынке экспедиционных круизов, занимает существенные позиции. Ведь в состав его входят такие знаменитые парусники, как «Седов», «Мир», «Крузенштерн» и др.

Еще одной характерной тенденцией последних лет с точки зрения эволюции круизного продукта с учетом опыта гостиничного хозяйства стало строительство своего рода лайнеров-кондоминимумов, на которых желающие могут приобрести апартаменты в собственность или в режиме таймшер.

Так. в 2011 г. компанией «Residential Cruise Line Ltd» запланирован спуск на воду жилого круизного судна «Магеллан», на котором предлагаются в полную собственность резиденции и пентхаусы стоимостью от 1,9 до 8 млн долл. США. Минимальная стоимость владения резиденцией на судне в режиме таймшер составляет 15,6 тыс. долл. США. Помимо прочих удобств, в кормовой части судна строится универсальная убирающаяся пристань для яхт, к услугам пассажиров малая авиация, кинотеатр на 450 мест с возможностью широкополосного спутникового вещания и круглосуточная служба консьержей по требованию.

Когда речь идет о создании круизного продукта, не требующего строительства судна с особыми судоходными качествами, но связанного с необходимостью специального оборудования его для обслуживания конкретного контингента пассажиров, примером могут служить корабли компании «Disney Cruise Line».

Созданная в 1988 г «The Walt Disney Company» специализируется в области организации детских и семейных морских круизов. В настоящий момент она оперирует двумя 11-палубными кораблями – «Disney Magic» и «Disney Wonder». Каждый из лайнеров имеет по 875 кают, берет на борт по 2400 пассажиров, а команда состоит из 950 человек. Еще 2 лайнера строятся в Германии, и каждый будет больше на 2 палубы и 375 кают. Круизы компания предлагает 3-, 4-, 5-, 7-, 15-дневные. Программы их позволяют и детям, и родителям насладиться волшебным миром Уолта Диснея в незабываемом морском путешествии. В 2011 г. спущены на воду лайнеры компании «Disney Dream»и «Disney Fantasy».

Примером создания круизного продукта, для которого не требуется специального оборудования судна или оно требуется в минимальной степени, могут служить круизы по интересам. Эти интересы разнообразны: гольф, теннис, кулинария и виноделие, йога, классическая музыка, иностранные языки и множество других увлечений, которые стали поводом для создания соответствующего продукта в виде специальных круизных программ. Например, условия для занятия гольфом есть на многих современных круизных судах. Но к ним добавляются определенные услуги на борту судна – возможность позаниматься под руководством известного тренера и сыграть партию-другую во время стоянок судов в лучших местных гольф-клубах. В стоимость тако программы входят алкогольные напитки, услуги кэдди и пользования гольф-каром. Таким образом, система обслуживания в гольф-круизах уже близка к «ultra all inclusive» в гостиницах, располагающих собственными гольф-клубами.

Естественно, что такой продукт не может стоить дешево. Например, гольф-круизы на «Corinthian II»(7 ночей) по Западному Средиземноморью продавались в 2009 г. в России по цене от 5,5 тыс.долл. США за DBL. Восьмидневный гольф-круиз на «Calisto» по Адриатике продавался по цене от 6,6 тыс. долл. США, 9-дневный на том же судне по маршруту Марокко – Гибралтар – Испания – почти за 8 тыс. долл. США за DBL (только круиз).

Существуют круизные программы с элементами исторической реконструкции в плане маршрутов знаменитых путешествий, воссоздания атмосферы на судне, перекликающейся с определенным историческим периодом. Например, компания «Crystal Cruises» в мае 2009 г. организовала на борту лайнера «Crystal Serenity» 10-дневный ретро-круиз по маршруту Гамильтон – Бермуды – Понта-Делгада – Лиссабон с участием легендарного оркестра Гленна Миллера. помимо концертов в программу круиза вошли показ популярных мюзиклов 1930-40 гг и американские вечеринки в стиле того периода.

Все шире практикуются религиозные круизы, как, например, стартовавший в феврале 2010 г в Бразилии 4-дневный круиз для евангелистов «Великая месса» с заходами в порты Сантоса, Рио-де-Жанейро и др. Около 1800 его пассажиров смогли не только отдохнуть, но и принять участие в мессах, причаститься, исповедоваться, для чего на борту созданы все условия и присутствует священник. Стоимость круиза составляет приблизительно 1000 евро на одного пассажира в двухместной каюте. По заявлению организаторов, «это не просто тематический вояж, это паломничество. Мы собираемся донести веру до новых горизонтов. а наш корабль будет церковью».

Еще один пример – организация круизов для туристов, предпочитающих путешествовать в одиночку. Особенно популярны они на американском рынке. Проблема лишь в том, что большинство кают на круизных лайнерах двухместные. В связи с этим пассажирам, предпочитающим одноместное размещение, в таких круизных компаниях как «Costa», «Seabourn», «Holland America Line», «Silversea» предлагают доплатить от 25% стоимости одного места в двухместной каюте. В компании «Royal Caribbean International» доплата в этом случае символическая, но возможности выбрать и поменять каюту в этом случае существенно ограничены. К услуге тех, кто согласен жить в каюте с другим пассажиром,- специальные сайты, где желающие могут выбрать и понравившийся им маршрут, и найти соседа по каюте с учетом особенностей характера и интересов. Например, на сайте www.singlescruise.com на 2010 г для любителей путешествовать в одиночку предлагаются маршруты продолжительностью от 4-х до 8-ми суток по островам Карибского бассейна, к берегам Коста-Рики, Аляски, Греции и Турции.

В последние годы появились и специальные предложения для нудистов, или, как их еще называют, «натуристов». Так, американская компания «Castaway Travel» предлагает нудистские круизы на Ямайку, в Мексику, США, Францию, Испанию. на первый год известные круизные компании организуют так называемые однополые круизы для представителей секс-меньшинств, в том числе на таких известных лайнерах «Mariner of the Seas» круизной компании «Royal Caribbean». За рубежом существуют туристские фирмы, специализирующиеся на продаже таких туров.

Что касается лиц с ограниченными возможностями, то круизные компании сегодня буквально соревнуются в степени оснащенности судов специальным оборудованием, необходимым для того, чтобы сделать путешествие инвалидов максимально комфортным. Здесь мы наблюдаем еще одну тенденцию, суть которой заключается в том, что условия для удовлетворения потребностей и интересов отдельных категорий пассажиров со временем становиться неотъемлемой частью общего сервиса современного круизного судна. Так, в свое время на круизных судах появились каюты с балконами, казино и игровые автоматы, бассейны, а затем СПА-центры, условия для проведения конгрессных мероприятий и образовательных курсов.

Наконец, как будет показано ниже, существует специализация в работу круизных компаний не только на региональных рынках, таких как североамериканский, европейский или азиатский, но и на рынках конкретных стран, например немецком, французском, итальянском.

Таким образом, сегментация спроса способствует углублению специализации круизов, созданию новых круизных продуктов и строительству новых типов судов. На долю специализированных круизов приходится не более 10% совокупного оборота круизного рынка. Но появление новых видов круизов и круизных продуктов расширяет границы рынка морских путешествий и намечает новые пути его эволюции. Одни из них окажутся перспективными с точки зрения элитарного, а возможно, и массового спроса, другие останутся «нишевым» продуктом и круизной экзотикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: