Изменение продолжительности морских круизов, продаваемых на североамериканском рынке

Продолжительность, дней Доля, % Изменение, %
1990 г 2009 г
2-5 38,0 30,5 -7,5
6-8 52,1 49,1 -3,0
9-17 9,5 18,9 9,4
18+ 0,4 1,5 1,1
Итого 100,0 100,0 -

Наиболее востребованными являются круизы продолжительностью 6-8 дней. За ними по доле в общем объеме продаж следуют краткосрочные круизы, особенно популярные на североамериканском рынке. Круизы продолжительностью от 9 до 17 дней являются третьими по популярности, и их доля в общем количестве круизов, продаваемых в Северной Америке, выросла за последние 20 лет почти на 10%. Доля более продолжительных круизов также увеличивается, но не столь динамично.

В европейской статистике морских круизов по срокам поездки принята несколько иная градация, более распространенная и на российском рынке. В этом случае выделяется пять категорий морских круизов (рис.2.1): до 4-х дней; 5-7 дней; 8-14 дне;, 15-21 день; 22 дня и более.

Рис.2.1. Продолжительность круизов на европейском рынке

Круизный продукт как комплекс услуг можно условно разделить на три части:

1) услуги, предлагаемые на борту судна;

2) услуги, потребляемые туристами на берегу во время посадки, высадки пассажиров и стоянки в портах захода судна;

3) услуги, связанные с продвижением, реализацией круизного продукта и обеспечением возможности попасть на круиз из страны или региона постоянного проживания туриста.

На борту судна туристу предлагаются услуги:

· пассажирской перевозки;

· размещения;

· торговли;

· культурно-развлекательные;

· спортивные;

· оздоровительные;

· медицинские;

· по уходу за детьми и др.

На берегу в рамках круизной программы туристам предлагаются услуги:

· наземного пассажирского транспорта (трансферы);

· экскурсионные;

· общественного питания;

· торговли;

· местной индустрии развлечений и др.

Соотношение ассортимента услуг, предлагаемых круизным пассажирам на борту судна и на берегу, зависит от программы круиза, в частности его маршрута, и, разумеется, предпочтений самого туриста. В крупном туристском центре, например в Афинах, Барселоне, на Мальте или в Венеции, турист может выбрать не организованные экскурсии, а самостоятельную программу пребывания на берегу в пределах отведенного на стоянку судна времени. Чаще так поступают туристы, посещающие город не впервые. Если программа пребывания на берегу предполагает посещение особо охраняемых территорий, например национального парка-заповедника, доля организованного экскурсионного обслуживания, трансферов, посещения ресторанов и т.д. будет, вероятнее всего, выше просто в силу условий функционирования самого объекта туристского потока.

Если круизное судно встает на якорную стоянку, к обычному пакету добавляются услуги доставки пассажиров катерами на берег и обратно. Пока судно приближается к месту очередной стоянки, на борту его организуются лекции об истории, природе, культуре страны или региона захода, которые могут сопровождаться показом слайдов, фильмов и т.д. Наконец, в состав услуг, предлагаемых пассажирам круизной компанией, входят услуги, которые включаются в круизный пакет, и услуги, реализуемые за отдельную плату.

К первым относятся услуги:

· проживание в каюте выбранной категории;

· питание по системе, принятой на данном круизном лайнере;

· развлекательные программы на борту лайнера;

· спортивные программы на борту лайнера и др.

Ко вторым:

· медицинские и косметические услуги;

· персональные занятия различными видами спорта с тренером;

· экскурсии и трансферы;

· услуги прачечной и др.

В этом отношении современная система обслуживания на круизах напоминает «all inclusive». с той разницей, что большинство круизных компаний не включают в стоимость алкогольные и бутилированные напитки, а также то, что за дополнительную плату предлагаются услуги и сервис более высокого качества, не включенные в стандартный набор. Впрочем, это встречается и в отелях, работающих по системе «все включено», в частности, когда речь идет об услугах СПА-центра.

Продажи сформированных круизной компанией пакетов могут осуществляться ею самостоятельно, через турагенства или местных туроператоров. Последние в этом случае выполняют, как правило, непросто агентские функции. Полученный туроператором от круизной компании турпродукт становится своего рода ядром, или «основным телом» тура. С точки зрения потребностей туриста в организации поездки в целом это еще «полуфабрикат», который отправляющий туроператор с учетом пожеланий клиента дополняет услугами:

· реализации авиа- или ж/д билетов в страну или город отправления круизного судна и из страны или города окончания круиза;

· обеспечение трансферов из аэропорта (вокзала) прибытия туриста до места его посадки на судно и с места высадки пассажиров до аэропорта (вокзала) отправления;

· содейтсвие в получении туристом выездных виз в страны, через которые проходит круизный маршрут;

· организация по желанию туриста отдыха, экскурсионного обслуживания и предоставления других услуг до начала круиза и после его завершения;

· реализация полисов страхования жизни, здоровья и других рисков, связанных с поездкой самого туриста, например страхования от невыезда и др.

Кроме того, во многих странах, в том числе в России, туроператоры предоставляют потребителям дополнительные гарантии выполнения принятых на себя обязательств по договору с клиентом. Согласно Закону от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» право осуществления туроператорской деятельности было предоставлено только субъектам хозяйственной деятельности, отвечающим следующим условиям:

· зарегистрированным в качестве юридических лиц в Российской Федерации;

· имеющим финансовое обеспечение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

· включенным в Единый федеральный реестр туроператоров.

Финансовое обеспечение может предоставляться в виде страхования гражданской ответственности по договору о реализации туристского продукта или банковской гарантии и составляет в сфере выездного туризма от 30 до 100 млн руб., в зависимости от объемов реализации туристского продукта и используемой компанией системы налогообложения. Функция ведения Единого федерального реестра туроператоров возложена на Федеральное агентство по туризму. В связи с этим немаловажным преимуществом покупки тура, в том числе круизного, через туроператора является наличие гарантии банка или договора со страховой компанией, обеспечивающих возмещение ущерба потребителю в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, согласно ст.4.1 Закона № 132-ФЗ: «На территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства, вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом». Иными словами, если следовать букве закона, иностранная круизная компания по действующему законодательству не может продавать свой продукт на территории Российской Федерации напрямую или через агента. Она может делать это только через туроператора, включенного в Единый федеральный реестр туроператоров в установленном порядке. А тот, в свою очередь, может продавать такие туры напрямую клиентам или через турагентства. Только в этом случае турист может рассчитывать на возмещение ущерба от неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта за счет средств финансового обеспечения в порядке, установленном Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Разумеется, турист может ограничиться покупкой у отправляющего туроператора только самого круиза, если сам решит приобретать авиабилеты, заказывать трансферы, страховаться и получать визы. Но обычно это требует значительных затрат времени, особенно если придется получать не однк, а несколько въездных виз, ведь большинство морских круизных программ предполагает посещение как минимум двух-трех стран. Тем более, если такая задача встает не перед жителем столицы, где сосредоточено большинство иностранных консульств, а перед жителем провинциального города, где соответствующие консульские службы отсутствуют. Поэтому большинство клиентов в России покупают у туроператоров полный круизный пакет, включающий перевозку до и после круиза, получение виз и страхового полиса.

Более того, туристы нередко бронируют через туроператоров гостиницы, заказывают дополнительные трансферы и экскурсии, если хотят отдохнуть и ознакомиться подробнее с местными достопримечательностями до начала или после окончания круиза. Например, применительно к круизам по маршруту «Бриллиант Средиземноморья» на лайнере «Norwegian Epic» (Барселона – Флоренция – Рим – Неаполь – Пальма-де-Майорка – Барселона) такой дополнительный пакет услуг чаще всего включает: перелет до Барселоны и обратно, проживание в отеле до или после круиза, трансферы по маршруту 2аэропорт – отель – порт – аэропорт», пакет групповых экскурсий, въездная шенгенская виза, полис медицинского страхования для выезжающих за рубеж. В пакет могут также входить экскурсии с русскоязычным гидам по маршруту круиза.

Таким образом, круизы представляют собой не просто разновидность пассажирской перевозки водными видами транспорта, а специфический сложный по составу и высокотехнологичный вид туристского продукта, обладающий уникальными потребительскими свойствами, которые, в свою очередь, обусловливают особенности предпринимательской деятельности по формированию, продвижению, реализации круизного продукта, функционирования круизного рынка в целом, и особенности развития круизов как вида туризма.

Критерии классификации видов туризма существуют различные: географические, демографические, экономические и др. Одним из важнейших критериев являются технические возможности осуществления путешествий. В этом, в частности, проявляется глубокая диалектическая связь туристского спроса и предложения. Тенденции развития спроса стимулируют научно-технические разработки, направленные на удовлетворение растущих туристских потребностей. А научные изобретения и новые технические решения открывают путь к их более полному удовлетворению, способствуя появлению новых туристских продуктов, видов туризма и дестинаций.

В этом смысле появления круизного флота стало лишь частью общего процесса специализации транспортных средств в области обеспечений путешествий в туристских целях. Так появились туристкие автобусы, специализированный легковой автотранспорт, в том числе караванинги, туристские модели мотоциклов класса «спорт-туризм», разнообразные туристско-спортивные суда, туристские поезда, колесные поезда, используемые на коротких экскурсионных маршрутах и на территории значительных по площади объектов туристского показа.

Например, туристские поезда по сравнению с обычными пассажирскими составами имеют существенные отличия по техническим характеристикам, сервису и маршрутам следования. И, в конечном счете, на основе этих отличий создается принципиально иной продукт, уже туристский, а не просто транспортный в виде услуги пассажирской перевозки. Кстати, характерно, что в специальной литературе путешествия на таких туристских поездах тоже принято называть «круизами». В этом смысле понятие «круиз», принятое изначально в морской терминологии, получило распространение в других видах транспорта, в частности автомобильном и ж/д транспорте, но всегда связанных с туристскими пассажироперевозками.

В итоге специализация транспортных средств и инфраструктуры стала одним из основных критериев классификации видов туризма. В частности, речь идет о выделении таких видов туризма, как ж/д, автобусный, авто- и мотто-, в значительной степени спортивный туризм с его сложной внутренней структурой и, разумеется, круизы.

Казалось бы, проще всего в таком случае сказать, что круизы как вид туризма – это не что иное, как путешествия на круизных судах. И по сути такое определение верно. Проблема состоит в том, что с технической точки зрения четких критериев отнесения судов к категории круизных ни справочная литература, ни нормативные документы не дают. Одно из немногих определений содержится в словаре Webster’s New World Dictionary, где под круизным предлагается понимать «судно, предназначенное для перевозки групп туристов из порта в порт по определенному маршруту и, как правило, оборудованное для разнообразных развлечений пассажиров по пути следования». Это определение содержит ряд ключевых признаков не только круизного судна, но и круизов как вида социально-экономической деятельности, поскольку конкретизируются такие ее признаки, как туристский характер поездки, соответствующий состав пассажиров, а также то, что речь идет о групповой поездки по определенному маршруту и судне, оборудованном для полноценного отдыха и развлечений пассажиров на борту. Это близко представлениям, сложившимся о круизах в массовом сознании.

Дело в том, что в реальной жизни туризм существует, если так можно выразиться, в нескольких ипостасях:

· как путешествие, т.е. как вид социальной деятельности в узком смыслу слов

· как вид деятельности экономической, в том числе предпринимательской, направленной на удовлетворение потребностей в путешествиях;

· как индустрия, т.е. межотраслевой хозяйственный комплекс, обеспечивающий реализацию данного вида социальных потребностей;

· как рынок соответствующих товаров и услуг;

· как объект управления;

· как представления о туризме в его вышеперечисленных формах, сложившиеся в массовом сознании.

То же самое можно сказать о любом виде туризма, в том числе круизах. Понятно, что массовые потребительские представления о круизах формируются под влиянием эмпирического опыта путешествий, отзывов друзей и знакомых, СМИ и других источников. И процесс формирования этих представлений не может ждать, пока юристы или ученые разработают необходимые определения и донесут их до сведения широкой публики. Между тем, когда речь идет о потребительских представлениях, это всегда важно, потому что от адекватности восприятия турпродукта или вида туризма в массовом сознании один шаг до потребительского выбора покупателя. А эти массовые представления, как мы в дальнейшем убедимся, не свободны от стереотипов, искажающих реальные потребительские свойства круизного продукта. И это обстоятельство особенно важно учитывать при продвижении и реализации круизных туров.

В целом как виду туризма круизам можно дать следующее определение: это организованные путешествии, совершаемые по морям, океанам, рекам, озерам и иным водоемам на круизных судах в туристских целях, и отвечающие другим критериям определения понятия «туризм», установленным действующим законодательством. Имеются в виду упоминавшиеся выше ограничения по продолжительности поездок и занятиям трудовой деятельностью.

Таким образом, первичными признаками, определяющими место круизов в структуре видов туризма, являются физико-географические среды, в которой осуществляется путешествие, и потребительские свойства соответствующего продукта. Технические особенности используемых для этих целей транспортных средств, являющихся одновременно объектами размещения и оказания других услуг пассажирам, относятся к производным от первичных – вторичным признакам. Это ник коей мере не умаляет их значение для понимания природы и процессов эволюции данного вида туризма.

Соответственно, под круизным рынком следует понимать систему экономических отношений, складывающихся в процессе формирования, продвижения и реализации круизного продукта. А под круизными ресурсами – совокупность вовлекаемых в этот процесс природных и созданных человеком материальных и нематериальных ресурсов.

Внутренняя структура круизов как вида туризма определяется уровнем и направлениями специализации круизного продукта и деятельности круизных компаний. Прежде всего круизы делятся на «морские» и «речные». Говоря точнее, во втором случае, - это круизы, осуществляемые во внутренних водах, к числу которых относятся реки, озера, крупные водохранилища и каналы, такие как, например, Канал им. Москвы или Волго-Балтийский водный путь. Кстати, в практике морских круизов также существуют маршруты, важной экскурсионной частью которых является проход через морские каналы, например «Гранд тур по Панамскому каналу».

По экономической природе морские и речные круизы являются однородными видами деятельности и представляют две основные подсистемы круизов как вида туризма. Очевидны и их отличия, связанные с географией маршрутов, особенностями плавания судов во внутренних и внешних водах, техническими отличиями морских и речных круизных судов, сервиса, предлагаемого на борту пассажирам и т.д.

В общей структуре видов туризма круизы входят в состав таких более агрегированных групп, как выездной, въездной, внутренний туризм и водные виды туризма. Круизы тесно связаны с другими видами туризма, в частности яхтингом, который может рассматриваться и как вид туризма, и как вид спорта. Но это лишь один из примеров экзогенных связей круизов с широким спектром видов туризма: экскурсионным, экологическим, оздоровительным, деловым и т.д., которые, в свою очередь, во многом определяют специализацию круизного продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: