Монашество

Миссионерство

Обрядовые особенности

Церковь

Но потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского, Киев продолжал оставаться церковной столицей Руси. Храм Святой Софии – по-прежнему кафедральный собор митрополитов Киевских и всея Руси. Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями. Но единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. В период феодальной раздробленности Церковь является наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви. Она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь, которые в последнее время становятся все сильнее.

Крещение младенца, совершалось в 40-й день по рождении. Если же он не был очень слаб, то крещение отодвигалось даже до трех лет. После наречения имени оставалось, кроме христианского, еще и другое (славянское) имя (например, Владимир – Василий, Ольга – Елена). В 8-й день после крещения совершался обряд разрешения, то есть снятия белой рубашки и омовения знаков мира.

Проскомидия была очень краткою, заключалась часто в кратком приготовлении к литургии с одной-двумя молитвами. Иногда проскомидию совершал даже диакон. Не употреблялось одинаковое количество просфор и число их простиралось от одной до семи.

Символ веры и молитва Господня на литургии не пелись, а читались.

На литургии Преждеосвященных Даров вход с кадилом иногда совершал диакон.

Были особенности на венчании. Если вступали в брак лица уже имеющие детей то последние становились при венчании вместе с родителями и таким образом «привенчивались». После пения “Отче наш” брачующиеся приобщались Преждеосвященными Святыми Дарами.

Из миссионеров этого времени следует отметить священномученика Кукшу, постриженника Киево-Печерского монастыря, проповедовавшего Евангелие вятичам. Принятие христианства в Муроме связано с именем князя Константина и его детей Феодора и Михаила (день памяти 21 мая).

Были основаны новые обители. В Новгороде преподобный Антоний Римлянин (1067–1147, день памяти 3 августа) при помощи святого епископа Никиты основал Антониевский монастырь в 1106 году. Спустя некоторое время монах Варлаам (день памяти 6 ноября) стал отшельничать на Хутынском (худынь, худое место) холме в 10 км от Новгорода. В 1192 году, незадолго перед смертью он основал здесь монастырь. Опытным духовным наставником на рубеже XII – XIII веков был смоленский архимандрит Авраамий (день памяти 21 августа).

В Переславле подвизался Никита Столпник (день памяти 24 мая), бывший сборщик налогов. Столпником был до архиерейской хиротонии и святитель Кирилл Туровский (1130–1182, день памяти 28 апреля), замечательный проповедник и автор аскетических произведений.

Первым русским князем, принявшим монашество, был Святослав (1080–1143), правнук Ярослава Мудрого. Не желая больше участвовать в княжеских междоусобицах он, по смерти жены, в 1107 году принял постриг с именем Николай (день памяти 28 сентября).

Из святых жен выделим преподобную Евфросинию (1101–1173, день памяти 23 мая). Княжеская дочь, при рождении названная Предславой, в 12 лет она выбрала иноческий путь и основала в Полоцке несколько монастырей, завершила свой земной путь паломничеством во Святую Землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: