Активное слушание.
Фокусирование обсуждения. Фокусирование обсуждения означает, с одной стороны, удерживание его в рамках релевантных тем, а с другой, — углубление, полноценное их раскрытие. Кроме того, одной из важнейших задач дискуссии является обеспечение широты, т. е. максимального расширения списка высказываний, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу.
Концентрирование обсуждения. Вместе с тем искусственное спрессовывание дискуссии за счет увеличения числа обсуждаемых вопросов или за счет увеличения степени авторитарности управления группой может способствовать увеличению общего количества высказываний, но одновременно приведет к снижению их глубины и качества.
Увеличение коэффициента использования полезного времени обсуждения без ущерба для качества является, как показывает опыт, одной из сложнейших задач. Выше уже говорилось, что в какой-то мере она решается за счет сокращения вступительного, «разогревающего» и иных вспомогательных этапов.
Однако главным резервом увеличения коэффициента использования времени является поощрение лаконизма выступлений участников, увеличение точности, понятности, продуманности их высказываний, а также стимулирование темпа речи, разумеется без ущерба для ее осмысленности и внятности.
|
|
В англоязычной литературе совокупность указанных методов обозначается словом рrobing, которое буквально переводится как зондирование.
Молчание. модератору необходим хороший самоконтроль Для того, чтобы держать себя в руках и продлить паузу, необходимую для спонтанного возобновления дискуссии. Содержательное молчание.
"Язык тела". Основными из них являются: а)мимика лица и кивки головой, а также интонации голоса, выполняющие в основном функции стимулирования как группы в целом, так и отдельных респондентов («наказание» с помощью мимики или интонации является сильным, а потому применяемым лишь в крайнем случае методом взаимодействия); б) движения глаз, повороты головы и корпуса, являющиеся невербальными и потому «мягкими» способами управления дискуссией, эквивалентными лишению слова и предоставлению слова.
Приведем некоторые рекомендации по использованию «языка тела», составленные организацией ROSCON [14].
А. ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Хороший зрительный контакт:
— Смотрите на того члена группы, который говорите вами или с которым говорите вы
— Быстрые взгляды
Плохой зрительный контакт:
— Не смотрите на говорящего
— Долго смотрите на одного члена группы
— Отворачиваетесь от члена группы, как только он (она) посмотрит на вас
Б. ПОЗА
Хорошая поза:
— Лицом к говорящему
|
|
— Руки сложены свободно или производите уместные жесты руками
— Реагируете лицом (киваете головой в знак согласия, хмурите брови, если не понимаете)
— Слегка наклоняетесь в сторону говорящего
Плохая поза:
— Не поворачиваетесь лицом к говорящему
— Сутулитесь или сидите неестественно прямо, в застывшей позе
— Уделяете повышенное внимание своим рукам, бумагам, чистите ногти
— Чрезмерно жестикулируете, всплескиваете руками
— Сидите с каменным лицом
— Не к месту улыбаетесь, хмуритесь, киваете и т. д.
В. КАЧЕСТВО РЕЧИ
Хорошее качество речи:
— Приятная интонация
— Умеренная громкость речи (не слишком тихо и не слишком громко)
— Подбор слов, облегчающих взаимопонимание
Плохое качество речи:
— Невыразительный, глухой тон голоса или дрожащий голос
— Речь слишком громкая или слишком тихая
— Чрезмерное употребление жаргона
— Чрезмерное употребление вводных слов, типа "понимае-те... "
Г. ЭФФЕКТИВНОЕ НЕСЛОВЕСНОЕ ПОВЩЕНИЕ
Манеры поведения | Значение |
Поддерживайте хороший зрительный контакт | Способствует активному участию в беседе |
Поворачивайтесь лицом к говорящему | Поза активного участия. Означает «Готов слушать вас» |
Слегка наклоняетесь к собеседнику | Знак активного участия |
Ведете себя раскованно | Означает "Мы с вами в домашней обстановке" |
Хорошее качество речи - тон голоса, интонация, акценты и т. д. | Еще один знак активного интереса и участия |