Понятие и виды источников АП

Источники права – это внешние формы выражения права. Источниками АП являются внешние формы выражения АПН. Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшая особенность отрасли административного права — разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права.

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял:

I. Акты российских органов публичной власти:

1) акты, принятые на основе референдума и законодательных органов;

2) акты Президента РФ;

3) акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов;

4) акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.);

5) федеративные и административные договоры;

6) акты правосудия.

II. Акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти:

1) акты органов государственной власти бывшего СССР;

2) акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.);

3) международные договоры.

Существуют и иные классификации:

1) межгосударственные отношения;

2) законодательные акты;

3) подзаконные акты;

4) акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

По административно-территориальному признаку различают:

1) Федеральные акты;

2) акты субъектов Федерации;

3) акты МСУ.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, — наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенности СИАП:

1) административное законодательство образует его ядро;

2) согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

3) многообразие источников;

4) огромное число входящих в нее источников;

5) мобильность, изменчивость;

6) сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: