Система правовых актов о государственной службе.
Понятие и основные принципы государственной службы. Ее виды.
Тема 7. Государственная служба.
Государственная служба – это служба в органах публичной власти. С т.з. современного законодательства, государственная служба – это профессиональная служебная деятельность состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий РФ и полномочий государственных органов. ТО государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.
ФЗ «О системе государственной службы» определяет деятельность граждан по обеспечению полномочий:
1) РФ и ее субъектов;
2) Федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов;
3) лиц, занимающих т.н. политические должности (Президент, Председатель Правительства, судьи).
Принципы Государственной службы:
I. Общие:
1) принцип верховенства КРФ;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
4) разделения властей;
5) равного доступа к государственной службе;
6) внепартийности государственных служащих.
II. Организационные:
1) обязательности решений вышестоящих органов и д/л;
2) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
3) профессионализма;
4) гласности в осуществлении государственной службы;
5) ответственности за подготавливаемые и принимаемые решения;
6) стабильности кадров;
7) взаимосвязи государственной и муниципальной служб.
Виды государственной службы:
I. В зависимости от содержания государственной службы:
1) гражданская (служба в РФ и служба в субъекте РФ);
2) военная (только в РФ);
3) служба в правоохранительных органах (только в РФ).
II. В соответствии с принципом разделения властей:
1) служба в законодательных органах;
2) в исполнительных;
3) судебных.
Государственная служба регулируется ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов, которые определяют гражданскую службу и правовое положение государственных служащих. К числу источников, регулирующих гражданскую службу, как в РФ, так и в субъектах, а также правовое положение государственных служащих можно отнести:
1) КРФ;
2) конституции и уставы субъектов Федерации;
3) специальные законы и иные подзаконные акты, регламентирующие специальные служебные отношения;
4) указы и распоряжения Президента;
5) постановления и распоряжения Правительства;
6) НПА, принимаемые различными министерствами и д/л;
7) Постановления Конституционного суда РФ.
Т.к. Государственная служба относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, для государственной службы субъекта большое значение имеют конституции и уставы субъектов и их законодательство. По данному вопросу конституции и уставы отличаются большим разнообразием. По степени отраженности в конституциях и уставах вопросов о государственной службе их можно подразделить на 3 группы:
1) конституции и уставы, содержащие отдельные главы, посвященные государственной службе;
2) к и у, содержащие положения о дисциплинарных наказаниях и наградах для ГС;
3) к и у, относящие государственную службу к своему ведению.
ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», ФЗ «О системе государственной службы» устанавливают, что государственными служащими являются граждане РФ, исполняющие обязанности по должности за денежное вознаграждение. ТО статус ГС определяется 2мя условиями:
1) занятие государственной должности;
2) получение квалификационного разряда.
С организационной т.з. эта должность представляет собой структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом случае должность является независимой от ГС. Должность определяет круг полномочий и задач, которые передаются лицу, ее занимающему.
ФЗ «О системе государственной службы» определяет должность как служебное место в ФОГВ, органах ГВ субъектов и иных государственных органах, организуемых вместе с конституционными, с определенным кругом обязанностей по обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за неисполнение обязанностей. Можно выделить элементы:
1) должность – это структурная единица государственного органа;
2) она утверждается в установленном законом порядке;
3) устанавливает круг обязанностей, соответствующих полномочиям данного органа;
4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
В АПС должности выделяют 3 блока:
1) целевой;
2) организационный (название, порядок учреждения, порядок подчинения);
3) компетенция (комплекс прав и обязанностей).
Классификации государственных должностей.
1) должности федеральной государственной гражданской службы;
2) государственной гражданской службы субъекта;
3) воинские;
4) должности правоохранительной службы.
Все федеральные должности утверждаются указом президента в виде реестра должностей федеральной государственной службы, который включает перечень:
1) должностей федеральной службы;
2) типовых воинских должностей;
3) типовых должностей правоохранительной службы.
Государственные должности подразделяются на категории:
1) руководители (руководители и заместители, которые замещают должность либо на определенный срок, либо без ограничения срока полномочий);
2) помощники (лица, содействующие руководителям государственных органов, замещающие должности на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителя);
3) специалисты (должности, предназначенные для выполнения основных функций государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий);
4) обеспечивающие специалисты (должности, учреждающиеся для организации информационного, финансово-экономического, жизненного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий).
Государственные должности подразделяются на группы:
1) высшие,
2) главные,
3) ведущие,
4) старшие,
5) младшие.
Лицо, занимающее должность, называется должностным лицом.
Закон выделяет 2 способа замещения должностей: назначение и конкурс.
Назначение – это юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего функций, обязанностей и прав. Путем назначения замещается большинство должностей.
Конкурс представляет собой конкурентную форму замещения должности по выбору. Конкурс состоит в оценке профессионального уровня претендентов и их соответствия установленным конституционным требованиям. Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемую на определенный срок должность руководителей и помощников;
2) при назначении на должности руководителей, назначение и освобождение которых осуществляется Президентом или Правительством;
3) при заключении срочного служебного контракта.
Для проведения конкурса ПА госоргана образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:
1) представитель нанимателя;
2) представитель органа по управлению государственной службы;
3) представители научных и образовательных учреждений в качестве независимых экспертов, их должно быть не менее 25% от общего числе членов комиссии.
Замещение должности по конкурсу предполагает:
1) избрание на вакантную должность;
2) объявление о конкурсах в СМИ с обязательным сообщением об основных требованиях, которые применяются к конкурсантам на должность;
3) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов;
4) кандидат должен быть рекомендован на должность конкурсной комиссией;
5) между рекомендованным кандидатом и нанимателем заключается контракт;
6) издается приказ о назначении на должность.
Конкурс может быть 2х видов: конкурс документов и конкурс-испытание. По результатам конкурса заключается служебный контракт. В контракте в обязательном порядке должны быть отражены:
1) название должности и подразделение госоргана;
2) права и обязанности служащего, его должностной регламент;
3) права и обязанности представителя нанимателя;
4) условия профессиональной деятельности;
5) условия оплаты труда.
В контракте могут быть отражены:
1) испытательный срок;
2) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
3) показатели результативности профессиональной служебной деятельности и связанные с этим условия оплаты труда.
В случае заключения срочного контракта в нем обязательно указывается срок его действия и обстоятельства для перезаключения контракта.