Полномочия Президента в сфере ИВ.
Президент не является главой ИВ по КРФ. Тем не менее, в сфере полномочий Президента больше всего присутствуют полномочия в сфере ИВ.
Полномочия Президента:
1) определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с КРФ и ФЗ;
2) создает органы ИВ, определяет содержание и важнейшие направления деятельности системы ИВ, по представлению председателя Правительства Президент утверждает систему и структуру ФОИВ, некоторые ОИВ подведомственны непосредственно Президентом, руководители этих органов назначаются и освобождаются от должности в особом порядке;
3) формирует Правительство РФ: назначает с согласия ГД Председателя Правительства и по его представлению назначает федеральных министров;
4) представляет ГД кандидатуру на должность Председателя ЦБРФ, а Совету Федерации – кандидатуру на должность Генерального Прокурора;
5) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
6) издает Указы и Распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ;
|
|
7) вправе отменять акты Правительства и приостанавливать действие актов ОИВ субъектов Федерации, до решения вопросов об их законности соответствующим судом;
8) вправе отменить акты ОИВ подведомственные непосредственно Президентом;
9) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
10) является Верховным Главнокомандующим;
11) имеет право вводить чрезвычайное и военное положение;
12) предлагает и утверждает кандидатуры на должность главы субъекта РФ.
Правительство является высшим исполнительным органом ГВ. Правовой основой его деятельности являются: КРФ (ст. 110-117), ФЗ «о Правительстве РФ».
Правительство является коллегиальным органом, состоящим из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Количество заместителей не определено. Сейчас их 4, максимальным количеством было – 7.
Председатель Правительства назначается Президентом по согласованию с ГД. В случае досрочной отставки Председателя Правительства Президент поручает исполнение одному из замов Председателя на срок не более, чем на 2 месяца.
Председатель обладает особым статусом: он предлагает Президенту структуру ФОИВ, кандидатуры на должности замов и федеральных министров и определяет основные направления деятельности Правительства. Помимо этого Председатель представляет Правительство в международных отношениях, издает распоряжения и подписывает постановления Правительства.
Существуют 2 формы работы Правительства – общие заседания и Президиум.
Общие заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. На них вправе присутствовать представители ФЗ, Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного суда, Генеральной Прокуратуры, Счетной Палаты, ЦБРФ.
|
|
Отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытом заседании.
Подготовка и проведения заседаний осуществляются в соответствии с Регламентом Пр-ва (Постановление № 260 от 01.06.2004 г.).
Только на общих заседаниях могут рассматриваться следующие вопросы:
1) о предоставлении ГД проекта Федерального бюджета и отчета о его исполнении;
2) о внесении в ГД законопроекта;
3) об образовании Президиума Правительства.
Президиум действует в качестве постоянного органа Правительства и состоит из:
1) Председателя;
2) 2х первых замов;
3) Министров ВД, ИД, Обороны, Финансов, Директора ФСБ.
Правительство вправе отменить любое решение своего Президиума.
Полномочия Правительства:
1) разрабатывает и представляет ГД проект Федерального Бюджета, обеспечивает его исполнение и предоставляет отчет об его исполнении;
2) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, социального обеспечения;
4) осуществляет управление федеральной собственностью, принимает решения о создании и ликвидации федеральных государственных предприятий;
5) принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики;
6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью.
Правительство принимает 2 вида актов – постановления и распоряжения.
Постановления – акты нормативного характера, рассчитываемые на многократное применение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в виде распоряжений. Оба типа актов подписывает Председатель Правительства.
Опубликование и вступление в силу.
Постановления Правительства, кроме содержащих государственную тайну, подлежат опубликованию в течение 15 дней после их принятия. Постановления, затрагивающие права и свободы, вступают не ранее их официального опубликования. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.
Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента. Закон предусматривает возможность досрочной отставки Правительства.
Варианты досрочной отставки:
1) Правительство может подать в отставку, которая может приниматься или отклоняться Президентом;
2) Президент может самостоятельно принять решение об отставке Правительства;
3) ГД может выразить недоверие Правительству, постановление об этом принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД, Президент вправе не согласиться с решением ГД либо объявить об отставке Правительства, но если в течение 3х месяцев ГД вторично выразит недоверие, П обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить ГД.
Председатель Правительства может поставить ГД вопрос о доверии Правительству, и если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД.