Дефектные акты и их виды.
В науке АП акты, не соответствующие требованию законности называются дефектными. Они бывают ничтожными и оспоримыми.
Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Ничтожный акт не существует с момента издания. Акты признаются ничтожными, если:
1) есть прямое указание закона;
2) грубо нарушена подведомственность административных дел;
3) нет законного основания для принятия акта;
4) нарушен срок давности;
5) акт предписывает совершение преступления.
Оспоримые акты. Незаконность оспоримых актов не очевидна. Оспоримыми признаются акты, которые подлежат обязательному исполнению, но м б оспорены заинтересованными органами или лицами. Существует 2 варианта оспаривания:
1) обжалование;
2) оспаривание опротестованием.
Обжалование. Часть 2 ст. 46 закрепляет право граждан обжаловать в суд решения и действия органов и д/л. Кроме этого законодательство предусматривает и административный порядок обжалования.
|
|
Оспаривание опротестованием. Правом подачи протеста на незаконные действия и решения органов и д/л обладают прокуроры РФ.
Жалоба или протест м б удовлетворены, что лишает соответствующий акт юр силы. Но м б оставлены и без удовлетворения.
В ГУ существует презумпция правильности актов управления. Предполагается, что акт управления принят и издан с соблюдением всех юр требований и обязателен для тех, кому он адресован.
Процесс принятия правовых актов управления состоит из стадий:
1) подготовка решения;
2) принятие решения;
3) доведение решения до сведения исполнителя и заинтересованных лиц.
Правовой основой принятия актов управления являются Правила подготовки НПА ФО ИВ и их государственной регистрации (Постановление Правительства от 30.09.02 №715).
НПА ФОИВ издаются в виде:
1) постановлений;
2) приказов;
3) распоряжений;
4) правил;
5) инструкций;
6) положений.
Структурные подразделения и территориальные органы ФОИВ не вправе издавать НПА. Основаниями для принятия акта м б собственная инициатива, поручение вышестоящего органа, обращения организации, группы депутатов, жалоба или заявление гражданина. Проект НА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами в 2х случаях:
1) согласование является обязательным по закону;
2) в проекте содержатся нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств.
Согласование оформляется визами. Виза состоит из:
1) наименования должности;
2) подпись;
3) расшифровка подписи;
4) дата.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника НПА.
|
|
Срок подготовки проекта документа – 1 месяц, если не установлен специальный срок.
С целью осуществления юр экспертизы проекта на основе договора к разработке проекта м привлекаться министерство юстиции. Как правило, проект состоит из 3х частей:
1) преамбула (цели и задачи принятия проекта);
2) основная часть (с основным НП содержанием акта);
3) заключительные и переходные положения (судьба предыдущих НПА).
Подготовленный проект НА до его подписания д б проверен на соответствие законодательству РФ, правилам русского языка, завизирован руководителем юр службы государственного органа.
НПА подписываются руководителем ФОИВ или лицом, его заменяющим. Подписанный НА д иметь следующие обязательные реквизиты:
1) наименование органа или органов, издавших акт;
2) вид акта и его название;
3) дата подписания и № акта;
4) наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Совместный акт д иметь:
1) единый №;
2) единую дату.
Большинство актов принимаются единолично.
Некоторые НПА подлежат государственной регистрации:
1) затрагивающие права и свободы человека и гражданина;
2) устанавливающие правовой статус организаций;
3) акты, имеющие межведомственный характер.
Осуществляет регистрацию министерство юстиции, которое ведет государственный реестр НПА ФОИВ.
Государственная регистрация актов включает в себя:
1) юр экспертизу;
2) принятие решения о необходимости государственной регистрации;
3) присвоение регистрационного №;
4) занесение в государственный реестр.
Акт, подлежащий гос регистрации направляется в министерство юстиции в течение 10 дней со дня подписания. Срок регистрации – 15 дней. М б увеличен на 10 дней, в исключительных случаях на 1 месяц.
Все НА, прошедшие гос регистрацию, кроме содержащих гос тайну, подлежат обязательному официальному опубликованию. Все остальные акты доводятся до сведения исполнителя в течение 15 дней с помощью СМИ.