Методы ГУ и их классификация.
Метод управления представляет собой правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач, осуществления функций управленческой деятельности.
Признаки метода управления:
1) существование метода обусловлено деятельностью органа ИВ;
2) цель использования методов – обеспечение ГУ;
3) наличие особого правоотношения между субъектом и объектом управления;
4) установление в нормативном акте порядка применения метода;
5) метод является средством осуществления полномочий;
6) методы используются в определенных формах;
7) методы применяются во временных рамках.
В настоящее время среди методов ГУ используют убеждение и принуждение.
К убеждению как методу воздействия прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных и поощрительных мер воздействия. В случае, если поведение объекта управления не соответствует требованию НПА, то субъект управления вправе применять принудительные методы.
Методы управления м б:
|
|
1) прямые (административные);
2) регулирующие (экономические).
Прямые методы характеризуются односторонностью государственно-властного воздействия. Лицо, осуществляющее управление принимает властные, влекущие юр последствия акты управления, которые обязательны для исполнения. При использовании прямых методов субъект управления лишен возможности осуществлять управление по своему усмотрению и вынужден действовать в рамках установленных административных процедур.
Прямые методы в зависимости от формы выражения м б:
1) правовые;
2) организационные.
По административно-правовым признакам:
1) нормативные;
2) индивидуальные.
По степени воздействия на объект управления:
1) императивные;
2) уполномочивающие;
3) поощрительно-рекомендательные.
При методах регулирующего управления субъект управления создает благоприятные условия для достижения целей и задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы объекта управления. Особенности регулирующего метода:
1) достижение желаемого результата путем воздействия на сознание и волю управляемых лиц;
2) обеспечение правовой защиты в рамках административного и судебного обжалования;
3) издание НПА, уполномочивающих на совершение определенных действий;
4) возможность выбора поведения лицами;
5) нормативное установление механизма стимулирования.
Стимулы — это средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а следовательно, на их волю и поведение. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.
|
|
Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения. В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения.
Действующими правовыми актами закрепляются виды поощрения; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство).
Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:
1) фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти;
2) связано с оценкой уже совершенных деяний;
3) персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
4) состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
5) косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.
Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.
Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций.
Как метод осуществления управленческих действий поощрение представляет систему способов стимулирующего воздействия. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной деятельностью. Разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны и разнообразны.
Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:
1) моральные;
2) материальные;
3) смешанные;
4) статутные.
Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий. А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность.
Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада.
Говоря о смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др.
При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии.
Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.