Виды актов управления. Условия их эффективности

Понятие и юр значение актов управления. Их отличие от других правовых актов.

Тема 10. Акты государственного управления.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта ИВ, направленное на установление административно-правовых норм, возникновение, изменение и прекращение АПО.

Признаки акта управления:

1) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

2) издается только полномочным субъектом ИВ;

3) это односторонне волеизъявление;

4) он императивен;

5) подзаконен;

6) как правило, издается в виде письменного документа, но м б выражен и устно;

7) м б опротестован или обжалован.

Правовые акты управления отличаются от иных правовых актов.

Акты управления в отличие от судебных актов имеют ярко выраженные позитивный характер, в то время как судебные акты носят юрисдикционный характер. Кроме того судебные акты м отменять акты управления, но не наоборот.

Акты управления носят только подзаконный характер, а закон имеет высшую юр силу.

Акты органов прокуратуры не содержат предписаний управленческого характера и новых норм права, что присуще актам управления.

Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юр природе и основаниям принятия. ГПА – это результат взаимного волеизъявления сторон, акты же управления не учитывают волю и сознание другой стороны.

Акты общественных организаций распространяют свое действие только на членов организации и не обладают юр силой, что присуще актам управления.

По юр свойствам:

1) нормативные;

2) индивидуальные;

3) смешанные.

По сроку действия:

1) бессрочные;

2) срочные;

3) временные.

По территории действия:

1) действующие в масштабе РФ;

2) действующие в масштабе субъекта;

3) в масштабе административно-территориальной единицы.

По характеру компетенции:

1) общей компетенции;

2) отраслевой;

3) межотраслевой.

По органам и д/л, издающим акты управления:

1) Президент издает указы и распоряжения;

2) Правительство – постановления и распоряжения;

3) Министры – приказы, распоряжения, указания, инструкции;

4) руководители служб и агентств - приказы, распоряжения, указания, инструкции;

5) руководители гос предприятий – приказы и иные акты.

По форме выражения:

1) словесные (письменные и устные);

2) конклюдентные.

В зависимости от способа охраны:

1) охраняемые мерами административной ответственности;

2) охраняемые мерами дисциплинарной ответственности.

Выделяют 3 условия эффективности актов управления:

I. Законность:

I. любой акт управления м б издан только в пределах компетенции соответствующего органа;

II. предписания акта не могут противоречить нормам законов и актам вышестоящих органов;

III. должен соблюдаться обусловленный порядок подготовки, обсуждения и принятия актов.

II. Целесообразность означает полезность акта с т.з. ГУ.

III.Культурность акта связана с языком акта и внешним оформлением акта (№, дата издания, сведения о гос органе, о д/л, подписавшем акт, наличие подписи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: