Понятие и юр значение актов управления. Их отличие от других правовых актов.
Тема 10. Акты государственного управления.
Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта ИВ, направленное на установление административно-правовых норм, возникновение, изменение и прекращение АПО.
Признаки акта управления:
1) представляет собой юридический вариант управленческого решения;
2) издается только полномочным субъектом ИВ;
3) это односторонне волеизъявление;
4) он императивен;
5) подзаконен;
6) как правило, издается в виде письменного документа, но м б выражен и устно;
7) м б опротестован или обжалован.
Правовые акты управления отличаются от иных правовых актов.
Акты управления в отличие от судебных актов имеют ярко выраженные позитивный характер, в то время как судебные акты носят юрисдикционный характер. Кроме того судебные акты м отменять акты управления, но не наоборот.
Акты управления носят только подзаконный характер, а закон имеет высшую юр силу.
|
|
Акты органов прокуратуры не содержат предписаний управленческого характера и новых норм права, что присуще актам управления.
Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юр природе и основаниям принятия. ГПА – это результат взаимного волеизъявления сторон, акты же управления не учитывают волю и сознание другой стороны.
Акты общественных организаций распространяют свое действие только на членов организации и не обладают юр силой, что присуще актам управления.
По юр свойствам:
1) нормативные;
2) индивидуальные;
3) смешанные.
По сроку действия:
1) бессрочные;
2) срочные;
3) временные.
По территории действия:
1) действующие в масштабе РФ;
2) действующие в масштабе субъекта;
3) в масштабе административно-территориальной единицы.
По характеру компетенции:
1) общей компетенции;
2) отраслевой;
3) межотраслевой.
По органам и д/л, издающим акты управления:
1) Президент издает указы и распоряжения;
2) Правительство – постановления и распоряжения;
3) Министры – приказы, распоряжения, указания, инструкции;
4) руководители служб и агентств - приказы, распоряжения, указания, инструкции;
5) руководители гос предприятий – приказы и иные акты.
По форме выражения:
1) словесные (письменные и устные);
2) конклюдентные.
В зависимости от способа охраны:
1) охраняемые мерами административной ответственности;
2) охраняемые мерами дисциплинарной ответственности.
Выделяют 3 условия эффективности актов управления:
I. Законность:
I. любой акт управления м б издан только в пределах компетенции соответствующего органа;
|
|
II. предписания акта не могут противоречить нормам законов и актам вышестоящих органов;
III. должен соблюдаться обусловленный порядок подготовки, обсуждения и принятия актов.
II. Целесообразность означает полезность акта с т.з. ГУ.
III.Культурность акта связана с языком акта и внешним оформлением акта (№, дата издания, сведения о гос органе, о д/л, подписавшем акт, наличие подписи).