Ход урока

1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа:подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД:позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: -Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно». Слайд №2 Дети настраиваются на урок.
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.
Цель этапа:выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД:овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.  
Учитель: Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.) -Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо её охранять. -Как вы понимаете слово «охрана»? -О чём мы сегодня будем говорить на уроке? 2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика. Учитель:Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. Слайд №3. (На слайде №3 по щелчку перейти к просмотру ролика) Я – природа, я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие Подарить – в моей всё это власти – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и захода. Иву над рекой,… Остановить ролик нажатием на фото Учитель:−С каким настроением смотрели фильм? Почему? −Давайте смотреть дальше. (идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах) Учитель:− Какизменилось у вас настроение? Почему? (выслушиваются ответы детей) Учитель:− Произошло нарушение экологии. Ученики отвечают, высказывают свои предположения. Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.
2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».
Учитель: -Что такое экология? -Сейчас вы сами скажете, прочитав слова в каждой строчке этой таблицы. Слайд №4 Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. Учитель: −Что является окружающей средой для человека? (выслушиваются ответы детей). Работа в группах. Учитель:- Ребята, сейчас - работа в группах. У вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека. Слайд №5   Высказывают свои предположения, читают определение по таблице на слайде № 4 Отвечают на вопрос учителя. Работают в группах. Представители команд выходят к доске и представляют свои «класте», прикрепляют на доске.
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).
Цель этапа:создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения. ФормируемыеУУДумение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий,овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.  
Учитель:− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? (В этом виноват человек.) Слайд №6 Экологический рассказ «Воскресенье в лесу». -Сейчас внимательно прочитайте текст с экологическими ошибками, найдите их и назовите. - Почему происходит загрязнение окружающей среды? Что может произойти? (Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите!) − Значит, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи решать? (Поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды). Высказывают свои предположения. Читают рассказ, находят экологические ошибки и называют их, высказывают свои предположения по цели урока.
Учитель:− Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? (Выслушивают ответы детей) Учитель: −Откроем учебник на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность. Учитель: − А теперь откройте рабочие тетради на с. 17 и с помощью учебника допишите это определение. Проверьте запись. Слайд №7 Введение понятия «цепь загрязнения». Учитель: −Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения. Слайды №8-9 Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения. (работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения) Слайд№10 Карточки для моделирования цепи загрязнения: Перевозка нефти танкером; Разлив нефти Нефтяная пленка Зараженная нефтепродуктами рыба Промысловая добыча Попадание рыбы в пищу человеку Заболевание органов пищеварения. Слайд№11 Физкультминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. А теперь ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Ноги – корни, крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки, свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова, чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится.   Высказывают свои предположения, работают по учебнику. В рабочей тетради на стр. 17 выполняют задание №1, проверяют запись по слайду №7. Смотрят слайды Работают в группах, составляют цепь загрязнения. Проверяют по слайду №11. Повторяют движения вслед за учителем.
4. Практический этап. (Групповая работа).
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста. Формируемые УУД:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.  
4.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Учитель: −Ребята, а как защититься от воздействия загрязнённой окружающей среды? Используя текст учебника, составьте памятки по экологической безопасности по группам: -1 группа составляет памятку «Как защититься от загрязнённой воды», - 2 – «Как защититься от загрязнённого воздуха», -3 -«Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества». Слайд №12 4.2.Индивидуализация поиска решения. Учитель: − А что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию? Учитель: −Чья идея вам понравилась? (идет обсуждение интересных идей). Высказывают свои предположения. Используя тексты из учебника, по группам составляют памятки и озвучивают их. Высказывают свои идеи и защищают их. Обсуждают интересные идеи.
4.3. Проверочный тест. Учитель:-А сейчас - проверочный тест. В конце теста есть семь клеток. Вам необходимо выбранные варианты ответов вписать в эти клетки и в итоге, если вы правильно ответите, у вас получится слово. Учитель:- Какое слово получилось? (Прогноз). -Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных. Например, прогноз погоды.) - Да, ребята, важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно. Выполняют проверочный тест. Высказывают свои предположения, делают выводы.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД:умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.  
Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека? - Чему вы сегодня учились на уроке? −С какими затруднениями столкнулись на уроке? −Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? − Что больше всего запомнилось? Слайд»13 Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки. - Вы выбираете, если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не было трудностей. – выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все получалось. – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на уроке. Слайд»14 Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная поляна. - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! Слайд»15 Дети высказываются в течение 2 минут. Делают выводы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). У каждого имеется набор цветочков. Осуществляют самооценку. Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.
Используемые источники: 1)Интернет – ресурсы с сайтов: https://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg - потрескавшаяся земля; https://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg дым из труб; https://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg птица; https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg мусор на пляже; https://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG цепочка; https://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png зеленый круг; https://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png солнце В слайд-шоу использована музыка с сайтов: https://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4 звук взрыва; https://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html метроном; https://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id Джеймс Ласт «Одинокий пастух» 2)фото из личного архива автора; 3)Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2010., стр. 29-34. 4)Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: