1 этап: Самоопределение к деятельности.
|
Цель этапа:подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД:позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель: -Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Закройте глаза и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно». Слайд №2
| Дети настраиваются на урок.
|
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.
|
Цель этапа:выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД:овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.
| |
Учитель: Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
-Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо её охранять.
-Как вы понимаете слово «охрана»?
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.
Учитель:Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. Слайд №3. (На слайде №3 по щелчку перейти к просмотру ролика)
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой,…
Остановить ролик нажатием на фото
Учитель:−С каким настроением смотрели фильм? Почему?
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)
Учитель:− Какизменилось у вас настроение? Почему?
(выслушиваются ответы детей)
Учитель:− Произошло нарушение экологии.
| Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят ролик.
Отвечают на вопросы учителя.
|
2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда».
|
Учитель: -Что такое экология?
-Сейчас вы сами скажете, прочитав слова в каждой строчке этой таблицы.
Слайд №4
Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.
Учитель: −Что является окружающей средой для человека?
(выслушиваются ответы детей).
Работа в группах.
Учитель:- Ребята, сейчас - работа в группах. У вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека.
Слайд №5
|
Высказывают свои предположения, читают определение по таблице на слайде № 4
Отвечают на вопрос учителя.
Работают в группах.
Представители команд выходят к доске и представляют свои «класте», прикрепляют на доске.
|
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).
|
Цель этапа:создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
ФормируемыеУУДумение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий,овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
|
Учитель:− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? (В этом виноват человек.)
Слайд №6
Экологический рассказ «Воскресенье в лесу».
-Сейчас внимательно прочитайте текст с экологическими ошибками, найдите их и назовите.
- Почему происходит загрязнение окружающей среды? Что может произойти?
(Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите!)
− Значит, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи решать?
(Поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды).
| Высказывают свои предположения.
Читают рассказ, находят экологические ошибки и называют их, высказывают свои предположения по цели урока.
|
Учитель:− Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? (Выслушивают ответы детей)
Учитель: −Откроем учебник на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность.
Учитель: − А теперь откройте рабочие тетради на с. 17 и с помощью учебника допишите это определение. Проверьте запись.
Слайд №7
Введение понятия «цепь загрязнения».
Учитель: −Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.
Слайды №8-9
Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)
Слайд№10
Карточки для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка нефти танкером;
Разлив нефти
Нефтяная пленка
Зараженная нефтепродуктами рыба
Промысловая добыча
Попадание рыбы в пищу человеку
Заболевание органов пищеварения.
Слайд№11
Физкультминутка.
Игра «Дерево».
Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
А теперь ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Ноги – корни, крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки, свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова, чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится.
|
Высказывают свои предположения, работают по учебнику.
В рабочей тетради на стр. 17 выполняют задание №1, проверяют запись по слайду №7.
Смотрят слайды
Работают в группах, составляют цепь загрязнения.
Проверяют по слайду №11.
Повторяют движения вслед за учителем.
|
4. Практический этап. (Групповая работа).
|
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.
Формируемые УУД:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.
| |
4.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Учитель: −Ребята, а как защититься от воздействия загрязнённой окружающей среды?
Используя текст учебника, составьте памятки по экологической безопасности по группам:
-1 группа составляет памятку «Как защититься от загрязнённой воды»,
- 2 – «Как защититься от загрязнённого воздуха»,
-3 -«Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества».
Слайд №12
4.2.Индивидуализация поиска решения.
Учитель: − А что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?
Учитель: −Чья идея вам понравилась?
(идет обсуждение интересных идей).
| Высказывают свои предположения.
Используя тексты из учебника, по группам составляют памятки и озвучивают их.
Высказывают свои идеи и защищают их.
Обсуждают интересные идеи.
|
4.3. Проверочный тест.
Учитель:-А сейчас - проверочный тест. В конце теста есть семь клеток. Вам необходимо выбранные варианты ответов вписать в эти клетки и в итоге, если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Учитель:- Какое слово получилось? (Прогноз).
-Что такое прогноз? (Предвидение, предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основании имеющихся данных. Например, прогноз погоды.)
- Да, ребята, важно знать, предвидеть, что может случиться, а потому беречь природу, относиться к ней бережно.
| Выполняют проверочный тест.
Высказывают свои предположения, делают выводы.
|
5. Рефлексивно-оценочный этап.
|
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД:умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
| |
Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека?
- Чему вы сегодня учились на уроке?
−С какими затруднениями столкнулись на уроке?
−Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
− Что больше всего запомнилось?
Слайд»13
Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки.
- Вы выбираете, если вы довольны своей работой,
у вас все получалось, не было трудностей.
– выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все
получалось.
– те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не
получалось на уроке.
Слайд»14
Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная поляна.
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок!
Слайд»15
| Дети высказываются в течение 2 минут.
Делают выводы.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
У каждого имеется набор цветочков.
Осуществляют самооценку.
Ученики выходят к доске и прикрепляют свои цветочки.
|