Струтура и содержание плана гражданской защиты.
Планирующие документы по вопросам гражданской защиты. Порядок их разработки.
Перечень документов для категорированных объектов
I. По организации гражданской обороны
*Положение о Гражданской обороне объекта.
*Приказ об организации гражданской обороны и назначении должностных лиц ГО
с приложениями:
*Положение о штабе ГОЧС объекта (в том числе и функциональные обязанности членов штаба);
*Положение о службе (службах) ГО;
*Приказ руководителя о создании штаба по делам ГОЧС (назначении должностного лица ответственного за ведение работы по ГОЧС).
*Приказ о создании служб (службы) ГО.
*Планы служб ГО(в приложении к ним планы приведения формирований ГО служб в готовность).
*Приказ о создании гражданских организаций (формирований) гражданской обороны
с приложениями:
*Состав, оснащенность гражданских организаций (формирований) ГО, в том числе
формирований служб ГО.
*План гражданской обороны с приложениями (в приложении планы приведения формирований ГО в готовность)
|
|
*План эвакуации и рассредоточения персонала и членов семей в военное время и приложения к нему.
*Планирующие документы текущей работы штаба (отдела, сектора) ГОЧС:
*План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на ____ год.
*Годовой план работы штаба(отдела, сектора) ГОЧС.
*План развития и совершенствования учебно-материальной базы ГОЧС
*Приказы (в том числе и формализованные)
на выполнение первоочередных мероприятий ГО 1-й и 2-й групп,
о введении общей готовности ГО,
на проведение эвакуации персонала и членов семей в военное время и в ЧС природного и техногенного характера.
*Проект приказа на ликвидацию последствий ЧС природного и техногенного характера
Планирующие документы разрабатываются для доведения задач до исполнителей, контроля за их выполнением и правильного планирования выполнения мероприятий по вопросам ГО и ЧС. К ним относятся:
*планы ГО, планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планы эвакуации и др.;
*приказы руководителя ГО;
*распоряжения руководителя ГО, АСС;
*рабочие карты (планы, схемы).
Требования к ведению рабочей карты (плана).
Рабочей картой называется топографическая карта (либо иная), на которой графически, при помощи условных знаков, символов с необходимыми пояснительными подписями отображается оперативно-тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе проведения мероприятий ГО и ЧС.
Планы обеспечения мероприятий ГО спасательной служб должны состоять из текстовой части, приложений и отражать вопросы:
|
|
- оповещения и приведения в готовность НАСФ службы и её структурных подразделений при угрозе развязывания военных действий, а также при возникновении крупных ЧС;
- состава, срока готовности, предназначения и порядка выполнения задач НАСФ службы;
- порядка обеспечения действий сил и средств службы;
- взаимодействия с другими спасательными службами ГО;
- управления, связи со своими формированиями и структурными подразделениями.
Структура и содержание
плана обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы
План состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает три раздела.
РАЗДЕЛ I. Краткая оценка возможной обстановки на объекте
в результате воздействия противника
1) с применением оружия массового поражения:
Степень разрушения населенных пунктов и объектов экономики муниципальных образований. Состояние транспортных магистралей, систем энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения, канализации, связи, оповещения материально-технической базы (в части касающейся службы);
Радиационная, химическая, бактериологическая и пожарная обстановка. Объем работ по обеспечению АСДНР при внезапном нападении противника, после завершения первоочередных мероприятий ГО и мероприятий общей готовности ГО, а также проведения эвакомероприятий.
Выводы из оценки обстановки, объема предстоящих работ и состояния сил и средств службы.
2) с применением обычных средств поражения и действиях ДРГ.
Выводы из оценки обстановки, объема предстоящих работ силами службы и их состояние.
РАЗДЕЛ II. Выполнение мероприятий спасательной службой
при планомерном приведении ее в готовность
1. Порядок перевода службы с мирного на военное положение.
а) Приведение в готовность формирований и учреждений службы в местах постоянного размещения, вывод в загородную зону формирований повышенной готовности.
б) Состав, сроки готовности, предназначение и порядок действий сил и средств службы по обеспечению мероприятий ГО, вывода формирований повышенной готовности в загородную зону, частичной и общей эвакуации населения.
в) Сроки и объемы проведения основных мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики и учреждений службы.
- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях ГО запасы материальных и иных средств;
- создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность;
- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования;
- осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГО.
Основным документом определяющим сроки, объемы и места осуществления указанных мероприятий является план гражданской обороны и защиты населения организации.
Кроме того, в созданных в организациях спасательных службах разрабатываются планы обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательных служб.
Если план гражданской обороны и защиты населения объекта (предприятия, учреждения, организации) определяет:
- организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время;
- порядок работы объекта в военное время;
- обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов их семей,
|
|
то план обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы определяет:
- организацию и порядок проведения мероприятий ГО и защиты населения, включая подготовку необходимых сил и средств для обеспечения успешных действий НАСФ в ЧС как мирного, так и военного времени;
- последовательность и главные направления текущей работы службы в интересах поддержания ее в высокой степени готовности к выполнению задач по предназначению.
Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий ГО руководствуются также организационно-плановыми и методическими документами вышестоящих организаций, объединений организаций, органов исполнительной власти муниципальных образований.
Планы определяют конкретных исполнителей, объем, последовательность и сроки исполнения мероприятий, обеспечивающих решение основной задачи – защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, повышение устойчивости работы объектов производственного и социального назначения, а также обеспечивающих проведения в оптимальные сроки аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Планирование и проведение мероприятий ГО в организациях осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения, которые создаются в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Руководители спасательных служб разрабатывают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий ГО и защиты населения.
. Основные направления дальнейшего развития гражданской обороны:
|
|
– перевод основных элементов гражданской обороны в категорию постоянной готовности. Строительство гражданской обороны необходимо осуществлять по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий гражданской обороны по времени и пространству в зависимости от места и уровня угроз, в концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте;
– развитие сил гражданской обороны в целях создания многопрофильной высокомобильной группировки с необходимыми элементами материального и технического обеспечения, способной успешно выполнять задачи как мирного, так и военного времени;
– реализацию основных направлений развития гражданской обороны с учетом социально-экономических возможностей государства и бизнес-сообщества на основе оценки эффективности планируемых мероприятий.
Совершенствовать системы управления и оповещения по следующим направлениям: поэтапная интеграция системы управления ГО в единую систему государственного и военного управления; поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения и наращивание сети локальных систем оповещения; модернизация системы оповещения на базе широкого внедрения оптико-волоконной техники, цифровых технологий, возможностей сотовой связи и спутниковых систем передачи информации, в том числе с автономным энергообеспечением; развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания.
В основу формирования группировки сил гражданской обороны постоянной готовности предлагается заложить следующие основные принципы: адекватность характеру, масштабам военной опасности и угрозам природного, техногенного и террористического характера; обеспечение системного подхода к построению территориальных группировок сил ГО на основе ранжирования рисков возможных угроз, характерных для данных территорий; группировки аварийно-спасательных сил должны создаваться на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.
Подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) на период до 2020 года должны развиваться как пожарно-спасательные силы постоянной готовности МЧС России, предназначенные для действий как в мирное, так и в военное время.
Дальнейшее развитие средств и способов защиты населения должно быть направлено:
на накопление фонда защитных сооружений (для персонала критически важных объектов – защищенные убежища; для работников организаций, продолжающих деятельность в военное время, – противорадиационные укрытия; для жителей городов – простейшие укрытия);
создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа и обеспечение ими населения, проживающего вблизи химически и радиационно-опасных объектов; планирование и организацию многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы.
2. Основными направлениями инновационного развития гражданской обороны следует считать:
создание новых перспективных систем оповещения населения, в том числе на основе использования современных телекоммуникационных систем;
разработку и внедрение новых подходов к организации и проведению массовых эвакуационных мероприятий, при этом особое внимание должно быть уделено проблеме миграции населения при гуманитарных катастрофах и его жизнеобеспечения в местах временного пребывания; создание новых организационно-экономических механизмов накопления фонда защитных сооружений ГО и использования в этих целях подземного пространства городов;
разработку высокопроизводительных технологий пожаротушения и ведения аварийно-спасательных работ, включая технологии ликвидации последствий применения новых видов оружия; совершенствование методов и способов оперативного контроля обстановки и предупреждения о ЧС, особенно землетрясениях; развитие сети мониторинга и прогнозирования ЧС, а также технических средств контроля за состоянием окружающей среды; разработку малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты населения; разработку быстровозводимых комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; создание оптимальной по численности и оснащению группировки сил ГО, включая доступ к средствам коммуникаций, в т. ч. массовых; оснащение этих сил современными средствами ведения АСДНР; разработку и внедрение эффективных средств и технологий повышения защищенности критически важных объектов; внедрение в систему профессиональной подготовки сил гражданской обороны и обучения населения современных информационных технологий; разработку систем управления и жизнеобеспечения двойного контроля, повышение их живучести; создание информационно-коммуникационных средств работы с населением в очагах поражения (зонах ЧС).