Основные функции культуры
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а
скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают.
Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди.
Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике.
Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через
рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято.
В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично.
Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением.
Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена
одежда.
Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей.
У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы.
Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод,
наводнения, эпидемии.
Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь).
Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.