Основные направления информатизации процесса обучения

Классификация информации и требования к ее качеству

Информационно-образовательная среда

Основные направления информатизации процесса обучения

Классификация информации и требования к ее качеству

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В условиях глобализации значение информационного обеспечения управления процессами чрезвычайно важно. Актуальность, особенности информационного обеспечения и тенденции его развития выражаются в следующем:

1) информационные процессы, интегрированные по всем стадиям жизненного цикла любых объектов, стали компонентом новой экономики – экономики всеобщей конкуренции;

2) качество информационных процессов является всеобщим фактором конкурентоспособности любых объектов. Без обеспечения качества этих процессов невозможно обеспечить качество самого объекта, ресурсосбережение и безопасность;

3) повышение качества информационных процессов позволяет перенести центр управления конкурентоспособностью услуг с выхода системы на ее вход и «переработку» входа в выход, т.е. повышение роли качества информации и средств оснащения в обеспечении безопасности (безотказности) функционирования любых систем, так как отказ информационных систем может привести к серьезным проблемам;

4) увеличение числа функций информационного обеспечения управления;

5) увеличение скорости обработки информации;

6) увеличение объема информации, необходимой для эффек­тивного управления (удвоение через каждые 10 лет);

7) повышение качества информации;

8) миниатюризация средств информационного обеспечения;

9) сокращение продолжительности жизненного цикла средств информационного обеспечения (например, новые модели компьютеров на рынке появляются через 10 –12 месяцев);

10) неуклонное снижение цены технических средств (ежегодно на 30-40%);

11) неуклонный рост объема мирового рынка информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ), который составляет более 2,5 трлн. долл.;

12) опережающий рост доходов специалистов по информационным технологиям по сравнению с доходами специалистов других профессий;

13) всестороннее расширение сферы применения информационных технологий.

Информация бывает на бумажных носителях и магнитных носителях. Информационные технологии позволяют многократно увеличить количество внешних и внутренних факторов, учитываемых при принятии управленческих решений, и повысить качество информации. Компьютеры и Интернет являются лишь инструментами увеличения объема и повышения качества информации.

Информацию предлагается классифицировать по следующим признакам:

Ø по объекту – показатели качества услуг, его потенциал, параметры инфраструктуры рынка, материально-техническая база и др.;

Ø по принадлежности к подсистеме системы управления объектом – информация по целевой подсистеме, научному сопровождению (обоснованию) системы, экономике менеджмента, управляемой и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

Ø по форме передачи – вербальная (словесная), электронная и документированная;

Ø по изменчивости информации во времени – условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

Ø по способу передачи – телефонная, спутниковая, письмен­ная и электронная;

Ø по режиму передачи – в нерегламентированные сроки, по запросу и плановая (в определенные сроки);

Ø по назначению – экономическая, социальная, техническая, организационная и др.;

Ø по отношению объекта управления к субъекту – между организацией и внешней средой, иерархическая, горизонтальная и т.д.

Основные требования к качеству информации: своевременность; достоверность; достаточность; надежность; комплексность; адресность; правовая корректность; многократность использования (при необходимости); высокая скорость сбора, обработки и передачи; возможность кодирования; актуальность; безопасность; эффективность.

Информатизация современного общества активно отражается на образовательном процессе. Это выражается в постоянном обновлении существующего программного обеспечения; совершенствовании компьютерной техники; появлении новых информационных технологий. Все это обусловлено быстро изменяющимися потоками информации.

Сущность информационных технологий лежит не только в новых методах использования учебных материалов и формах коммуникации в процессах обучения. Они постепенно изменяют организацию учебного процесса и подготавливают образование к кардинальным переменам. Успешность и качество современного обучения в большей мере зависят от эффективной организации, педагогических условий, качества используемых материалов, подготовленности педагогов к работе в условиях быстрого нарастания потока информации, возможности овладения современными методами поиска, отбора и использования информации.

Можно выделить два основных направления информатизации процесса обучения:

- внедрение и применение информационных технологий непосредственно в процессе обучения;

- информатизация системы управления этим процессом.

Второе направление способно значительно повысить эффективность обучения. Снятие рутинной нагрузки делает средства информационных технологий наиболее популярными среди специалистов различных звеньев управления. Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Использование автоматизированной системы планирования и организации учебно-воспитательного процесса способствует координации потоков информации, ускорения процессов ее обработки, оптимизации процессов принятия управленческих решений.

Информатизация образования выдвигает следующие требования:

Ø необходимость создания единой информационной образовательной среды;

Ø способность обеспечить высокую информационную культуру;

Ø использование новых информационных технологии в процессе обучения и управления образованием.

Для организации учебного процесса в условиях информатизации образования, необходимо найти оптимальную грань взаимодействия обучающего и обучаемого, организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов и преподавателей. Основой такой системы должна быть автоматизированная обучающая среда (АОС), которая комплексно объединит различные обучающие программные продукты в единую систему. Помимо этого необходимо иметь отлаженную систему документооборота того или иного образовательного подразделения. Эти две основные составляющие и образуют единую информационную образовательную среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: