double arrow

Принципы организации подготовки учебного процесса

Содержание подготовки учебного процесса в высшей школе

Цель, задачи и принципы комплексной подготовки учебного процесса

Факторы повышения эффективности комплексной подготовки учебного процесса

Факторы сокращения продолжительности комплексной подготовки учебного процесса

Принципы организации подготовки учебного процесса

Содержание подготовки учебного процесса в высшей школе

Цель, задачи и принципы комплексной подготовки учебного процесса

Тема 4. КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Раздел 2. Организация комплексной подготовки учебного процесса в высшей школе

Комплексная подготовка учебного процесса – это совокупность различных видов работ, выполняемых в пространстве и времени повторяющихся с определенной периодичностью.

Целью комплексной подготовки учебного процесса в высшей школе является решение частных задач и выполнение определенных функций структурными подразделениями, которые должны быть направлены на достижение главной цели образовательного учреждения – подготовка квалифицированных специалистов. В процессе подготовки к учебному процессу каждое структурное подразделение должно гарантировать качество выходной информации. Если на фазе подготовки к учебному процессу будут допущены ошибки, то и на «выходе», фазе учебного процесса, будет низкого качества. К комплексной подготовке учебного процесса должен применяться комплексный подход, предусматривающий одновременное изучение и реализацию стандартов и требований ко всем видам выполняемых работ как профессорско-преподавательским и учебно-вспомогательным составом, так и обслуживающим персоналом.

Исходя из сформулированной цели, задачами комплексной подготовки учебного процесса могут быть следующие:

Ø комплексный входной контроль учебно-методических материалов по читаемым дисциплинам;

Ø материально-техническое обеспечение вуза;

Ø нормирование трудоемкости по всем видам нагрузки, и другим видам работ;

Ø подготовка расписания в соответствии с учебными планами по всем формам обучения;

Ø определение научных направлений;

Ø анализ и прогнозирование эффективности использование федеральной собственности;

Ø нормирование расхода фонда оплаты труда, материалов, энергетических ресурсов, оборудования, ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство.

Комплексную подготовку учебного процесса рекомендуется организовывать на основе анализа ранее рассмотренных законов организации, применения научных подходов (прежде всего – системного) и соблюдения принципов рациональной организации процессов: пропорциональности, непрерывности, параллельности, специализации, автоматизации и др.

По отношении к объекту управления выделяются процессы подготовки к обучению и управлению этой подготовкой в высшей школе.

Содержание деятельности по организации подготовки процесса обучения в высшей школе заключается в решении главной задачи – создания условий и организации процесса обучения. Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразие подготовки учебного процесса, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса результатом чего является выпуск высококвалифицированных специалистов. В связи с этим необходимо определить экономические отношения между участниками работ призванных обеспечивать взаимосвязь и непрерывность процесса обучения, а также совершенствование системы подготовки процесса обучения.

Система подготовки процесса обучения - это объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов научного, технического и экономического характера для подготовки высококвалифицированных специалистов. Подготовка процесса обучения основана на рациональном сочетании всех элементов структуры образовательного учреждения в пространстве и во времени, установлении необходимых связей и согласованных действий участников этого процесса, а также создания условий для повышения заинтересованности обучающихся, ученых и производственников.

Организация подготовки учебных процессов в высшей школе выражается в следующих видах деятельности:

1. Определение цели образовательного учреждения и ее ориентация на достижение этой цели;

2. Установление перечня всех работ, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели по выпуску высококвалифицированных специалистов;

3. Совершенствование организационной структуры системы образовательного учреждения;

4. Закрепление работ за соответствующим подразделени­ем (отделом, кафедрой, группой, и т.п.) учреждения;

5. Обеспечение рациональной организации труда работников и необходимых условий для осуществления всего комплекса работ по подготовке высококвалифицированных специалистов;

6. Установление экономических отношений между всеми категориями работников вуза, а также создание условий обеспечивающих заинтересованность ученых.

В основе рациональной организации процессов обучения в высшей школе лежат общие закономерности:

1. Соответствие организации процесса обучения поставленным целям;

2. Соответствие форм и методов организации в высшей школе характеристикам его материально-технической базы; профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала.

Учитывая особенности организационных процессов протекающих в образовательных учреждениях, необходимо при построении и совершенствовании системы руководствоваться рядом принципов:

1. Принцип комплексности (проведение обучения по единым стандартам);

2. Принцип специализации (закрепление специальностей по видам и характеру образовательного учреждения);

3. Принцип комплексности документации (готовность работы для дальнейшего продолжения);

4. Принцип последовательности (обеспечение поэтапной подготовки и проведения работ);

5. Принцип пропорциональность (пропускная способность подразделений);

Пропускная способность или так называемое равенство производственных возможностей можно отследить по коэффициентам учитывающим три вида ресурсов:

Коэффициент загрузки подразделения по трудовым ресурсам

, (4.1)

где и – плановая и фактическая трудоемкость соответственно, ч.;

Р – численность работающих в подразделении, чел.

Коэффициент загрузки подразделения по оборудованию

, (4.2)

где – трудоемкость работ, выполняемых с применением данного оборудования за определенный период времени, норм-ч.;

– действительный фонд времени, ч.;

– коэффициент переработки норм.

Коэффициент загрузки подразделения по площадям

, (4.3)

где S – плановая и фактическая площадь соответственно, м2.

6. Принцип параллельности (совмещение во времени различных фаз, стадий, работ)

Отсюда рассчитать продолжительность цикла подготовки к учебному процессу, в зависимости от вида работ, можно рассчитать, используя следующие методы:

Метод последовательный

, (4.4)

Метод последовательный с перерывами

, (4.5)

Метод параллельно-последовательный

, (4.6)

– цикл фазы подготовки пр-ва; Кэт – кол-во фаз;

- время перерывов между фазами; – время сокращения цикла за счет совмещения фаз.

7. Обеспечение строгой последовательности работ и прямоточности (прямосточность - обеспечение кратчайшего маршрута движения документации по всем стадиям подготовки процесса образования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: