double arrow

Основы конституционного строя: Россия как правовое государство

Национальный

Национальность выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни, как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура), а также вопросы, связанные с отношениями с другими государствами и нациями, с возможностью создания национальной автономии, либо существованием в качестве независимого государства.

Возможность создания национальной культурной автономии и в настоящее время ФЗ от 17 июня 1996 «О национальной культурной автономии». Это добровольное объединение граждан, это общественное объединение, которое имеет организационно правовую форму общественной организации.

Посмотреть информацию о национально-культурной автономии в ТО

Народный суверенитет Ст. 3
Государственный суверенитет Ст. 4
Национальный суверенитет Ст. 5 ч. 3

Суверенитет предполагает что субъекты не имеют право выхода из состава РФ.

Лекция № 9 (11.04.13)

Ст. 1 К РФ определяет, что Россия является правовым государством.

В юридической литературе называются следующие признаки правового государства:

1. В правовом государстве признается верховенство права и верховенство закона в осуществлении государственной и общественной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К и Законы. #: ст. 15 ч. 2.

2. Равенство всех перед законом. Ст. 19 К РФ.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица и их объединения имеют право на получение информации в отношении НПАов вступивших в законную силу. Ст. 15 ч. 3 – законы подлежат официальному опубликованию.

4. НПА затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. Россия являясь полноправным членом мирового сообщества признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры.

6. Характерные черты России – является наличие целостной системы законодательства, которая охватывает все наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.

7. Тесная взаимосвязь идеи правового государства имеют с другими принципами конституционализма:

1) Принцип народного суверенитета.

2) Всеобъемлющий характер прав и свобод человека и гражданина.

3) Разделение властей.

4) Независимость судебной власти.

Судебная практика в отношении правового государства: КС РФ неоднократно анализировал в своих решениях принцип правового государства. В Постановлении от 25 апреля 2001 года КС определил данный принцип, как обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как высшую ценность. Постановление от 21 ноября 2003 года КС дополнил, что правовое государство по самой своей сути, может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах.

Принцип разделения властей

Данный принцип является доминирующим принципом организации государственной власти, в соответствии с которым, государственная власть в РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их деятельность и взаимодействия должны соответствовать закону. К закрепляет разделение властей РФ в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти для ее субъектов. Постановление от 18 января 1996 года КС отметил, что разделение единой государственной власти на зак, исп и судебную, предполагает установление такой системы правовой гарантии, системы сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, но при этом государственные органы не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимодействия и взаимоограничений получила название «Система сдержек и противовесов».

КС от 1 декабря 1997 года установи, что контрольная функция присущая всем органам государственной власти в пределах компетенции закрепленная за ними. Постановление от 1 февраля 1996 года КС отметил, что само по себе право законодателя на участие в формировании исполнительного органа власти, как один из элементов системы сдержек и противовесов, дающий законодателю возможность, влиять на исполнительную власть, не противоречит основам конституционного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: