Тема 5: Суверенитет. Понятие и виды
Форма государства
Каждое государство характеризуется через такие особенности как ФП, ФГУ, политический режим.
Форма правления – это порядок формирования высших органов государственной власти и особенности взаимоотношений между ними. ФП (правовое положение главы государства): монархия (порядок наследования) и республика (выборность). Если говорим о порядке формирования, то о возможности реализации принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, а так же принцип верховенства парламента над исполнительной властью, характерно для парламентарной монархии (Великобритания) и парламентарной республики (Италия Германия).
ФГУ – политико-территориальное государственной власти, или вопрос о том, из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют между собой. Унитарные, федерации, конфедерации, межгосударственные союзы (Европейский союз – 27 государства; СНГ).
Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти. Демократический режим, антидемократический режим (авторитарный, тоталитарный, фашистский). Ст. 1 – Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
|
|
Россия: ФП республика, ФГУ – федерация, Политический режим – демократия.
Лекция №8 (04.04.13)
В юридической литературе под суверенитетом понимается свойство или состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно и самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику.
В науке выделяют 3 вида суверенитета:
1. Народный.
2. Государственный.
3. Национальный.
В ст. 3 Конституции народ РФ характеризуется:
1) В качестве носителя суверенитета.
2) Единственного источника власти.
3) Субъекта, осуществляющего власть, т.е. властвующего.
4) Субъекта, который поручает осуществление власти иным структурам.
Власть народа осуществляется в 3х основных формах:
1. Государственная власть.
2. Власть местного самоуправления.
3. Общественная власть, т.е. власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в объединениях и коллективах, а так же внутренних структурах (подразделениях).
Публичная власть, означает следующее:
1. Осуществляется в интересах всего народа и ее целью является общественное благо, либо публичный интерес.
2. Пространством, осуществления власти народа является общество и государство.
3. Власть народа обращена ко всему обществу и каждому человеку.
4. Власть осуществляется народом в челом, его частью, проживающей на соответствующей территории, либо избранными народом представителями, а так же сформированными им органами.
|
|
Институтами непосредственной власти являются референдумы и выборы.
Референдумы бывают:
1) На федеральном уровне.
2) На уровне субъектов.
3) На уровне местного самоуправления.
Референдум – это форма осуществления власти народом и означает голосование по определенному вопросу.
Выборы – форма осуществления власти народом, которая проводится в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо наделения полномочиями должностных лиц.
Местное самоуправление как основа конституционного строя
Ст. 3 определяет, что народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
Ст. 12 в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
КС РФ в своем постановлении от 24 января 1997 года постановил, что местные органы, являясь органами власти, не обладают государственной природой, т.к. публичная власть может быть и муниципальной.
Легальное определение местного самоуправления получает закрепление в федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, ФЗ, законами субъектов, самостоятельная и под свою ответственность, решению населения непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых в соответствии с конституцией и ФЗ осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Местное самоуправление:
1. Форма народовластия.
2. Является основой конституционного строя.
3. Осуществляется на всей территории РФ.
Местное самоуправление можно рассматривать как элемент гражданского общества.