double arrow

Народный суверенитет или народовластие


Тема 5: Суверенитет. Понятие и виды

Форма государства

Каждое государство характеризуется через такие особенности как ФП, ФГУ, политический режим.

Форма правления – это порядок формирования высших органов государственной власти и особенности взаимоотношений между ними. ФП (правовое положение главы государства): монархия (порядок наследования) и республика (выборность). Если говорим о порядке формирования, то о возможности реализации принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, а так же принцип верховенства парламента над исполнительной властью, характерно для парламентарной монархии (Великобритания) и парламентарной республики (Италия Германия).

ФГУ – политико-территориальное государственной власти, или вопрос о том, из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют между собой. Унитарные, федерации, конфедерации, межгосударственные союзы (Европейский союз – 27 государства; СНГ).

Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти. Демократический режим, антидемократический режим (авторитарный, тоталитарный, фашистский). Ст. 1 – Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.




Россия: ФП республика, ФГУ – федерация, Политический режим – демократия.

Лекция №8 (04.04.13)

В юридической литературе под суверенитетом понимается свойство или состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно и самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику.

В науке выделяют 3 вида суверенитета:

1. Народный.

2. Государственный.

3. Национальный.

В ст. 3 Конституции народ РФ характеризуется:

1) В качестве носителя суверенитета.

2) Единственного источника власти.

3) Субъекта, осуществляющего власть, т.е. властвующего.

4) Субъекта, который поручает осуществление власти иным структурам.

Власть народа осуществляется в 3х основных формах:

1. Государственная власть.

2. Власть местного самоуправления.

3. Общественная власть, т.е. власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в объединениях и коллективах, а так же внутренних структурах (подразделениях).

Публичная власть, означает следующее:

1. Осуществляется в интересах всего народа и ее целью является общественное благо, либо публичный интерес.

2. Пространством, осуществления власти народа является общество и государство.

3. Власть народа обращена ко всему обществу и каждому человеку.

4. Власть осуществляется народом в челом, его частью, проживающей на соответствующей территории, либо избранными народом представителями, а так же сформированными им органами.



Институтами непосредственной власти являются референдумы и выборы.

Референдумы бывают:

1) На федеральном уровне.

2) На уровне субъектов.

3) На уровне местного самоуправления.

Референдум – это форма осуществления власти народом и означает голосование по определенному вопросу.

Выборы – форма осуществления власти народом, которая проводится в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо наделения полномочиями должностных лиц.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Ст. 3 определяет, что народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Ст. 12 в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

КС РФ в своем постановлении от 24 января 1997 года постановил, что местные органы, являясь органами власти, не обладают государственной природой, т.к. публичная власть может быть и муниципальной.

Легальное определение местного самоуправления получает закрепление в федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, ФЗ, законами субъектов, самостоятельная и под свою ответственность, решению населения непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.



Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых в соответствии с конституцией и ФЗ осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Местное самоуправление:

1. Форма народовластия.

2. Является основой конституционного строя.

3. Осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление можно рассматривать как элемент гражданского общества.







Сейчас читают про: