Этапы развития капитализма
Предпосылки возникновения капиталистического общества:
1. Разложение феодализма, так как феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил:
· преобладание натурального хозяйства ограничивало емкость внутреннего рынка;
· отношения личной зависимости препятствовали притоку рабочей силы в городах;
· организация ремесленнического производства имела вид цеховой монополии;
· мелкие землепользователи-товаропроизводители были раздроблены.
2. Первоначальное накопление капитала великие географические открытия привели к формированию мирового рынка (16-18 вв.), что обусловило накопление денежного купеческого капитала.
3. Развитие научно-технического прогресса. Первая промышленная революция.
Капитализм утвердился как всеобщая форма хозяйствования, когда машинное производство проникло во все сферы хозяйствования.
Основные этапы развития капитализма:
ü чистый капитализм;
ü монополистический капитализм;
|
|
ü государственно-монополистический капитализм.
Развитие капитализма связано с развитием форм и видов рыночной конкуренции.
Конкуренция (от лат. “concurrere”– сталкиваться) – это соперничество между экономическими субъектами за выгодные условия покупки, производства или продажи ресурсов, товаров и услуг.
Функции конкуренции:
· Мотивация, то есть стимулирование экономических субъектов, например, товаропроизводителей к повышению качества товаров и услуг, потребителей к поиску необходимых товаров и услуг.
· Регулирование, то есть формирование цены, корректировка
· Согласование интересов, спроса и предложения, объемов и структуры производства и общественных потребностей и др.
· Контроль со стороны потребителей производителей.
Вознаграждение – дополнительный выигрыш или потери.
Субъекты конкуренции: продавцы, производители, покупатели.
Предмет (или объект) конкуренции для покупателей – выгодная покупка, для продавцов – максимальные денежные поступления от реализации ресурсов, товаров и услуг, которые зависят от цены и объема продаж. Методы конкуренции покупателей: перевес в предложении денег, завоевание особого отношения, использование личных данных. Методы конкуренции продавцов: ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, изучение запросов и вкусов потребителей, реклама, рекламные акции, послепродажное обслуживание, минимальные затраты, максимальная производительность труда.
Формы конкуренции различают: 1) по уровням экономической системы - внутриотраслевая, межотраслевая, международная (табл.5.1); 2) по условиям функционирования в отрасли - совершенная и несовершенная.
|
|
Таблица 5.1.
Основные характеристики конкуренции по уровням экономической системы
Наименование конкуренции | Субъекты | Объекты | Функции |
Внутриотраслевая | Производители одной отрасли | Условия производства, затраты производства, качество товаров, рынки сбыта. | Развитие отрасли, улучшение отраслевых показателей |
Межотраслевая | Производители разных отраслей | Наиболее высокая норма прибыли | Выравнивание нормы прибыли по отраслям, более рациональное использование ресурсов страны |
Международная (объединяет внутриотраслевую и межотраслевую в масштабах мирового хозяйства) | Производители разных стран | Наиболее высокая норма прибыли. Условия производства, затраты производства, качество товаров, рынки сбыта. | Развитие отраслей и улучшение отраслевых показателей. Выравнивание нормы прибыли по странам, более рациональное использование ресурсов мира. |
Для характеристики отраслевой конкуренции анализируют следующее: количество продавцов товара; характеристика товара; особенности входа-выхода в отрасль; контроль над ценами в отрасли. В зависимости от особенностей перечисленных признаков различают совершенную и несовершенную конкуренцию (рис.5.2).
Рис. 5.2. Виды отраслевой рыночной конкуренции.
Признаки совершенной конкуренции:
o Много продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), фирмы небольшие.
o Товар однороден (стандартизирован).
o Вход и выход в отрасли свободный.
o Цена формируется на рынке. Отдельный товаропроизводитель не может повлиять на цену.
o Информация распространяется свободно.
Участники свободны в своих действиях. Побеждает тот, кто при том же качестве товара имеет меньшие издержки или при тех же издержках имеет продукцию лучшего качества.
Формы несовершенной конкуренции:
v Чистая монополия, когда одна фирма диктует условия функционирования отрасли.
v Олигополия, когда несколько фирм занимают лидирующее положение в отрасли.
v Монополистическая конкуренция, когда много товаропроизводителей и каждый монополист по своей группе товаров, а взаимозаменяемость товаров приближает их соперничество в долгосрочном периоде к совершенной конкуренции.
Монополия определяется как исключительное право производства, торговли и (или) других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
Признаки чистой монополии:
· одна фирма в отрасли;
· покупатели не имеют возможности выбора;
· монополист регулирует объем производства (Q) и цены (P) в отрасли;
· имеют место барьеры входа в отрасль:
ü естественные (по экономическим причинам) - контроль над ключевыми ресурсами, экономия на масштабах, особенности производства благ (например, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, энергетика);
ü искусственные - патенты, лицензии, авторские права, товарные знаки, а также не честные действия (недобросовестная конкуренция).
Первыми появились монополии царей и императоров - государственные монополии на производство и (или) продажу определённых товаров (табак, вино, соль, спички). Официально коммерческие монополии возникли в XVII веке.
Чистая (абсолютная) монополия – это такое положение в отрасли, когда есть один продавец товара, не имеющего заменителей. Чистая монополия – это рыночная структура, которая противоположна совершенной конкуренции.
В условиях совершенной конкуренции (рис.5.3) цена устанавливается стихийно на рынке, при этом увеличение дохода продавца возможно за счет роста объема продаж и снижения издержек.
Монополист может влиять на цену, но увеличение цены связано с уменьшением объема производства (рис.5.4). Если монополист хочет продать больше, он должен уменьшить цену. Доход монополиста зависит от спроса, цены (P) и эластичности спроса по цене (Ep). Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену товара.
|
|
Р Р
D (спрос) D (спрос)
Q Q
Рис.5.3. Спрос в условиях совершенной Рис. 5.4. Спрос в условиях монополии
конкуренции
Ценовая дискриминация – это разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары, например:
o разная цена билетов, хотя затраты на обслуживание для всех мест одинаковые;
o разная стоимость электроэнергии (например, для физических и юридических лиц);
o разная цена на гостиничные номера (например, для граждан разных стран);
o разная цена ресторанного обслуживания (например, система скидок);
o разная цена образования (например, бюджетная оплата и бюджетные стипендии, скидки, контракты).
Виды ценовой дискриминации:
Ø пространственная (географическая);
Ø временная (разное время суток, месяца, сезона);
Ø товарная (объемы закупок, качество товаров, торговая марка);
Ø персональная (доходы, статус потребителя).
Олигополия – это такая структура отрасли, где господствует несколько фирм, производящих идентичные товары.
Признаки олигополии:
· от 2 до 10 фирм, которые занимают не менее 50% рыночных продаж;
· контроль над ценами;
· барьеры входа в отрасль;
· товар стандартизирован;
· наличие стимулов к слиянию.
Основные виды олигополии:
o Тайный сговор (монополия);
o Издержки «плюс», то есть каждая фирма увеличивает свои издержки на определенную договорную величину (на определенный процент);
o Лидерство в ценах;
o Ценовые «игры».