Спрос и предложение

Рыночный механизм.

Структура рынка

Структура рынка и рыночный механизм.

Достоинства и недостатки

Главным достоинством рынка является то, что он представляет собой высокоорганизованную саморегулирующуюся систему хозяйства которая обеспечивает высокую эффективность распределения и использования ограниченных ресурсов, постоянное ускорение научно-технического прогресса и как результат всего этого неуклонный рост уровня жизни населения.

В тоже время рынку внутренне присуще ряд серьезных недостатков.

1. Дифференциация производителей и доходов (одни разоряются, другие обогащаются). более удачливое покупают более неудачливых

2. Тенденция к монополизации.

3. Социальная индифферентность (нечувствительность). Рынок жесток и действует только с теми, кто может заплатить. Кто не может то это для рынка это чуждые люди.

4. Рынок избегает не прибыльных сфер хозяйства.

5. Циклическая природа, подъем всегда сопровождается спадами или кризисами.

Учитывая эти недостатки требуется государственное регулирование рынка.

Рынок это сложная система обладающая многообразной структурой. Для его классификации используется, ряд критериев главным из которых является функциональное назначение производимое продукцией. На основе этого критерия выделяют следующие виды рынков.

1. Рынок потребительских благ и услуг.

2. Рынок факторов производства.

3. Фондовый рынок, рынок капиталов.

4. Рынок валюты.

5. Рынок рабочей силы.

6. Рынок научно-технических разработок.

Помимо главного существует ряд производных критериев классификации рынка.

1. Пространственный признак. Местный, локальный,

2. Степень развития.

3. Степень конкурентоспособности (монополия, конкуренция).

4. Юридический законность (легальны, нелегальный).

Включает в себя спрос, предложение, цену и конкуренцию.

Конкуренция — это экономическая борьба товаропроизводителей за наилучшие условия производства и сбыта продукции.

Различают внутриотраслевую, межотраслевую, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Лекция №3. От 2013.10.11

Спрос — это форма выражения потребностей представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами. Его главное свойство в том, что при снижении цены величина спроса растет, а при повышении цены уменьшается. Следовательно между ценой и спросом имеется обратная зависимость, которая получила название закон спроса. Действие этого закона объясняется следующими факторами:

1. Логикой здравого смысла.

2. Действие закона убывающей предельной полезности.

3. Действие эффекта дохода и замещения.

Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на определенный товар, покупатель может приобрести этого товара больше не отказываясь от приобретения альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что потребители склонны замещать дорогие товары антологичными, но более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаясь и приводят к тому, что у потребителя появляется возможность и желание купить большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

Обратную зависимость между ценой и спросом можно изобразить графически.

Помимо цены на спрос воздействует ряд не ценовых факторов:

1. Вкусы потребителей

2. Количество потребителей на рынке.

3. Доходы потребителей.

4. Цены на сопряженные товары.

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Больше потребителей спрос больше.

Чем выше доходы тем больше спрос.

Предпочтение товара.

Товары заменители(субституты). Сливочное масло и маргарин.

Обычно если снижается цена на основной товар, то повышается спрос на дополняющий товар (Магнитофон и кассеты).

Ожидание.

При изменении хотя бы одного из не ценовых факторов, кривая спроса будет смещаться на графике. Вправо — если не ценовые факторы увеличивают спрос, влево — если уменьшают.

Предложение представлено на рынке тем количеством товаров, которое предназначено для продажи и всем объемом платных услуг. В него не входит продукция поступающая в потребление минуя рынок, а также запасы (сельское хозяйство на самообеспечении, а запасы складируются).

При повышении цены возрастает разность между полученной выручкой и произведенными затратами. Это будет стимулировать производителей к увеличению производства и предложение своего товара на рынке. Снижение цены наоборот вынудит производителей сокращать производство и предложение своего товара на рынке. Таким образом между ценой и предложением имеется прямая зависимость которая называется закон предложения. Действие этого закона в основном объясняется логикой здравого смысла. Прямую зависимость между ценой и предложением можно изобразить графическим.

Помимо цены на предложение воздействует ряд не ценовых факторов

1. цены на ресурсы

2. уровень технологий

3. налоги и дотации.

4. цены на другие товары.

5. Ожидание изменения цен.

6. Количество производителей в отрасли.

Когда говорим о цене,то имеется ввиду цена на конечный продукт. Когда говорим о цене в предложении, то цена на ресурсы — это затраты производителя. Технологический прогресс всегда увеличивает спрос.

Увеличение налогов — предприятие меньше выпускает, следовательно продукта становиться меньше. А дотации наоборот.

Цены на другие товары.

Ожидание изменения цен. Действует наоборот от потребителя. Если цена будет повышаться, то производитель будет складировать товар, до того как цены увеличатся.

Чем больше производителей в отрасли тем больше будет продукции и предложений будет больше.

При изменении хотя бы одного из не ценовых факторов, кривая предложения будет смещаться на графике. Вправо если увеличивает предложения. И влево если они его уменьшают.

Как и в случае со спросом следует различать предложение и величину предложения.

Предложение изменяется под воздействием не ценовых факторов и сопровождается смещением кривой предложения на графике. Величина предложения изменяется только при изменении цены. В этом случае будет происходить перемещение по неизменной кривой предложения от одной комбинации цена количество к другой такой комбинации.

Рассмотрев спрос и предложение можно выяснить, как взаимодействие решений продавцов о продаже товара и решение домохозяйства о его покупке определяет цену товара и то его количество которое реально продается и покупается на рынке. Удобнее всего сделать это в графической форме. Совместив на одном рисунке кривые спроса и предложения.

Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой рыночного равновесия. Она характеризует такое состояние рынка данного товара, когда вся его масса произведенная в расчете на данную цену будет по этой цене продана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: