Установление порядка управления и распоряжения МС является исключительной компетенцией представительных органов МСУ.
В качестве способов управления рассмотрим пять основных, которые чаще всего встречаются на практике (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Способы управления ГМС
Продажа - предполагается полных переход прав владения, распоряжения и использования к покупателю.
Преимуществами данного способа управления являются:
w сравнительно быстрое, практически единовременное, получения относительно крупных сумм денежных средств;
w возможность получения в будущем дохода в виде налоговых поступлений в результате функционирования и использования ОС;
w расширение в экономике класса частных собственников.
Недостатками данного подхода к управлению объектами ГС и МС являются:
¡ потеря возможности использовать и получать доход от ОС в будущем;
¡ сокращение возможности выполнения социальных функций;
¡ трудности в поиске покупателей, обладающих достаточным капиталом для полного выкупа ОС по рыночной цене;
|
|
¡ снижение степени участия в экономических процессах и влияния на них.
Передача в аренду предполагает сохранения права владения и распоряжения за ОГВ или ОМСУ над ОС и передачу права использования по назначению ОС арендатору.
Преимущества данного вида использования заключаются в следующем:
w появление стабильного источника дохода во времени;
w сохранение контроля над судьбой ОС;
w возможность использования ОС в будущем.
В качестве недостатков данного способа управления можно назвать такие, как:
¡ потеря ряда возможных налоговых поступлений;
¡ отсутствие стимула у арендатора к инвестированию средств в развитие ОС.
¡ ограниченность владения инструментом арендной ставки по договору может привести к потере определенной части дохода в результате инфляции и т.п.
Создание государственного или муниципального предприятия. Для оказания предписанных законом услуг населению и осуществления иной хозяйственной деятельности ОГВ и ОМСУ создают ГУПы и МУПы.
Права органов власти при создании предприятия определены федеральным законодательством (ГК РФ ст. 7). К ним относятся:
æ определение целей, условий и порядка деятельности;
æ регулирование цен и тарифов;
æ утверждение уставов;
æ назначение и увольнение руководителей, отношения с которыми строятся на контрактной основе;
æ контроль за деятельностью.
ГК РФ ст. 296 предусмотрено создание Г и М предприятий в форме унитарных предприятий (УП), которые не наделены правом С на закрепленное за ними собственником имущество.
|
|
Особенности правового положения имущества, закрепленного за ГУПами и МУПами, состоят в следующем.
При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, но и собственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Сущность управления ГУПами и МУПами состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности их функционирования.
Управление ГУП и МУП со стороны органа федеральной, региональной или МСУ может быть построено по следующему принципу. Орган власти определяет стратегию развития предприятия, а руководители предприятия порядок деятельности своих предприятий в соответствии с интересами государства и местного сообщества.
Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, процесс управления должен вестись в соответствии с этими целями.
Контроль деятельности ГУП и МУП - это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов, включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ предприятия.
К преимуществам данного способа управления можно отнести:
w возможность получения дохода в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование С;
w расширение возможности решения задач социально-экономического развития.
Недостатками в данном случае будут:
¡ отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
¡ возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал.
Внесение доли в уставной капитал акционерных обществ. Данный способ управления отличается от предыдущего тем, что здесь ОГВ и ОМСУ выступают соучредителями на ряду с частными лицами.
Преимуществами данного способа управления являются:
w получение дохода в долгосрочном периоде в виде дивидендов;
w повышение эффективности использования ОС;
w возможность последующей продажи акций по более выгодному курсу;
w сохранение контроля над предприятиями экономически и социально значимыми для государства или отдельного региона, территории.
Недостатки:
¡ отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде;
¡ возможна искусственная поддержка нерентабельных предприятий на рынки и нарушение рыночных начал.
Инвестирование, развитие объекта собственности. Данный подход предполагает участие государства и муниципалитета непосредственно в развитии объекта собственности и дальнейшего его использования по назначению или продажи.
Преимущества:
w расширение возможности решения ряда социально-экономических задач развития;
w увеличение налогооблагаемой базы;
w возможность получения дополнительного дохода в будущем от использования или продажи.
Недостатки:
¡ необходимость больших единовременных затрат на реализацию инвестиционных программ.