Принцип независимости судей

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он

получил отражение в законах о судах (ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12

Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона

о Конституционном Суде), в процессуальных кодексах; Законе о статусе судей

(ст. 1, 9, 10). Особо необ­ходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой

выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются

только Консти­туции Российской Федерации и федеральному закону».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий

осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и

принимать по ним решения на основе Конституции и других законов,

руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка

может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления

на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной

самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую

со всей определенностью указывает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия.

Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других

лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел

суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение,

суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением,

основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей

указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б)

уста­новление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то

ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка

приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку;

д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сооб­щества; ж)

предоставление судье за счет государства материального и соци­ального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты

государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, постав­ленная

проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения

суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность

влияния или давления на судей со стороны председательствующе­го или других

судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при

рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту

двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает

постановление приговора в специальном помещении - со­вещательной комнате. Во

время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи,

входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается.

При этом в ходе со­вещания судей председательствующий (в коллегии присяжных -

старшина) подает свой голос последним.

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было

отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому за­кон

запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время сове­щания.

Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания

судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспече­нию судами

законности, объективному и беспристрастному выполнению за­дач правосудия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: