double arrow

На началах равенства всех перед законом и судом

Принцип осуществления правосудия

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и

конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод

человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы,

националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

об­щественным объединениям, других обстоятельств. В соответствии с Законом о

судебной системе (ч. 2 ст. 7) суд не отдает предпочтения участвующим ли­цам

также в зависимости от их государственной, социальной, политической

принадлежности, места рождения и по другим не предусмотренным законом

основаниям.

Рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на

правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном

разбирательстве, но и в других стадиях уго­ловного процесса. Следовательно,

равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом,

но и с лицом, производящим доз­нание, следователем, прокурором.

Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными,

социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он

является: гражданским истцом, потерпев­шим, подозреваемым, обвиняемым,

защитником, свидетелем и т. п. В грани­цах установленных законом

процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу

уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения,

реализуя принадлежащие ему субъ­ективные права и выполняя субъективные

обязанности.

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновре­менно с

положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает,

что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам

либо основанных на дискриминации. Положе­ние о единстве права также

представляет собой одно из требований подлин­ного демократизма. Оно означает

единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и

обязанностями с последующим возложением (при наличии оснований)

ответственности.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем

за­конодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый

порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей,

проку­рорских работников и некоторых других должностных лиц. Он преследует

цель не установление привилегий для тех или иных лиц, а создание гарантий для

успешного осуществления их деятельности (депутатской, судейской и т. п.),

ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению ими служебных

обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответ­ственности они

наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта

(обвиняемого, подсудимого и т. п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к

от­ветственности некоторых категорий должностных лиц было объектом крити­ки в

общей печати и даже - предметом рассмотрения Конституционного Су­да

Российской Федерации, который, в частности, отметил, что судейская

неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед зако­ном

и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требования,

го­сударство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед зако­ном и судом

действует при осуществлении правосудия не только по уголов­ным, но и по

гражданским делам, в общих и арбитражных судах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: