Принцип осуществления правосудия
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и
конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод
человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, других обстоятельств. В соответствии с Законом о
судебной системе (ч. 2 ст. 7) суд не отдает предпочтения участвующим лицам
также в зависимости от их государственной, социальной, политической
принадлежности, места рождения и по другим не предусмотренным законом
основаниям.
Рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на
правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном
разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса. Следовательно,
равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом,
но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором.
Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными,
социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав, кем он
является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым,
защитником, свидетелем и т. п. В границах установленных законом
процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу
уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения,
реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъективные
обязанности.
Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с
положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает,
что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам
либо основанных на дискриминации. Положение о единстве права также
представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает
единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.
При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и
обязанностями с последующим возложением (при наличии оснований)
ответственности.
Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем
законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый
порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей,
прокурорских работников и некоторых других должностных лиц. Он преследует
цель не установление привилегий для тех или иных лиц, а создание гарантий для
успешного осуществления их деятельности (депутатской, судейской и т. п.),
ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению ими служебных
обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответственности они
наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта
(обвиняемого, подсудимого и т. п.).
Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к
ответственности некоторых категорий должностных лиц было объектом критики в
общей печати и даже - предметом рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации, который, в частности, отметил, что судейская
неприкосновенность является исключением из принципа равенства перед законом
и судом. Предъявляя к судье и его деятельности высокие требования,
государство обязано обеспечить его дополнительными гарантиями.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом
действует при осуществлении правосудия не только по уголовным, но и по
гражданским делам, в общих и арбитражных судах.