Икона (от греческого слова- изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории

ИКОНОБОРЧЕСТВО И VII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

КОНСПЕКТ 18

В начале восьмого века среди христиан, живших в странах подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь, и было страшно потому, что оно являлось скрытым возобновлением арианства, отрицавшим всякую видимую связь с потусторонним миром, разрывавшим единство между Церковью небесной и Церковью земной.

Богословская причина иконоборчества коренилась в том, что иногда в народных массах наблюдалось суеверное отношение к иконам. Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, Причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и тому подобные безобразия. Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит (VII век) писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».

Политические причины иконоборчества заключались в борьбе императоров с властью Церкви, а также в том, что иконопочитание являлось одной из главных преград для сближения христиан с иудеями и мусульманами, которые отрицательно относились к иконам. Через отмену иконопочитания планировалось облегчить подчинение империи народов, исповедующих ислам и иудаизм.

715 год – Герман I становится Константинопольским патриархом.

717 год – Воцарился император Лев III Исавр.

723 год – Лев III требует от монтанистов и евреев принять крещение.

726 год – Начало борьбы с иконопочитанием.

Лев Исавр полагал, что поклонение священным изображениям есть поклонение идолам.

727 год – Папа Григорий II созывает в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания.

730 год – Герман I слагает с себя патриаршие полномочия и удаляется в монастырь. Издается первый эдикт против икон.

При преемниках Льва III, Константине V Копрониме и Льве IV Хазаре, гонению подверглись все, кто защищал святые иконы. Множество православных монахов принуждено было бежать на Запад и искать убежища у римских епископов, которые стойко защищали православную традицию. За время иконоборчества в Италию уехали около 50 тысяч монахов.

754 год – Собор с участием 338 епископов, объявивший себя Вселенским, оправдывает иконоборчество.

В период иконоборчества художественные произведения, посвящённые христианской тематике, безжалостно уничтожались: иконы сжигались, украшавшие стены храмов мозаики и фрески сбивались. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил вышеупомянутый Собор. «…Иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Преследование в первую очередь затронуло византийское монашество: Константин V объявил иноков политически неблагонадёжными. Сторонники Константина публично гнали и ругали монахов, кидали в них камнями: «…многих монахов умертвили ударами бичей, и даже мечем, бесчисленное множество ослепили; у некоторых обмазывали бороду воском и маслом, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание».

За годы гонений пострадало и приняло мученический венец много исповедников православия, из которых наиболее известны: святой Герман, патриарх Константинопольский (день памяти 12 мая), святой Прокопий Декаполит (день памяти 27 февраля), святой Василий Исповедник (день памяти 28 февраля) и святая девица Феодора (день памяти 22 июня).

780 год – Воцарился император Константин VI Порфирородный (фактически за него правила его мать – Ирина).

6 августа 786 года – Первая попытка открыть заседания Вселенского Собора в Константинополе.

24 сентября 787 года – Открытие VII Вселенского Собора в Никее.

Этот Собор созванный императрицей Ириной состоялся в Никее. Его членами были 367 архиереев. Деяния лжесобора 754 года были осуждены. Собор принял догматическое установление иконопочитания, подготовленное главным борцом с иконоборчеством святым Иоанном Дамаскиным (день памяти 4 декабря), автором «Изложения Православной веры», «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания», «Октоиха» и ряда богослужебных канонов (в том числе Пасхального). Патриарх Тарасий в окружном послании оповестил всех о решении. Папа Адриан I, приславший на Собор своих легатов, утвердил его постановления для Западной Церкви.

Иоанн Дамаскин: В древности (во времена Ветхого Завета), Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Догмат VII Вселенского Собора: Честь, воздаваемая образу, относится к первообразу, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней.

815 год – Второй иконоборческий Собор. Император Лев V Армянин возобновляет открытое преследование почитавших святые иконы.

832 год – Жесткое постановление против почитателей святых икон.

При Льве V и его преемниках пострадали такие святые, как Михаил Синадский (день памяти 23 мая) и Григорий, патриарх Александрийский (день памяти 5 ноября), преподобный Феодор Студит (день памяти 11 ноября).

842 год – Воцарение императрицы Феодоры (день памяти 11 февраля).

843 год – Собор, утвердивший иконопочитание. Установление праздника Торжества Православия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: