double arrow

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ


АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль по своему экономическому содержанию является частью чистого дохода, остающейся в распоряжении предприятия и используемой им для финансирования хозрасчетной деятельности после отчислений в бюджет первоочередных платежей.

На предприятии прибыль служит источником капитальных вложений и формирования собственных оборотных средств, а определенная ее часть используется для материального стимулирования работников предприятия.

Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия и определяется как разность между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство.

От величины прибыли зависит размер отчислений на производственное и социальное развитие предприятия, на поощрения, поступления в бюджет, распределение национального дохода, то есть в росте прибыли заинтересованы как каждое отдельное предприятие, так и государство в целом. Поэтому на каждом предприятии необходимо систематически проводить анализ формирования, распределения и использования прибыли. Основными задачами анализа прибыли предприятия являются:




- определение обоснованности установления плановых заданий по прибыли;

- выявление влияния факторов на отклонение фактической прибыли от плановой;

- определение направлений распределения и использования прибыли;

- выявление резервов увеличения прибыли;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Для анализа выполнения плана прибыли используются формы бухгалтерской отчетности № 1 «Баланс предприятия», № 2 «Отчет о финансовых результатах», № 3 «Отчет о движении финансовых средств», № 4 «Отчет о собственном капитале», планы экономического и социального развития предприятий.

При анализе финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:

- балансовая прибыль;

- прибыль от реализации продукции основной деятельности (работ, услуг);

- прибыль от прочей реализации;

- доходы (убытки) от внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

- расчетная (чистая) прибыль.

Показатели качества продукции являются основными признаками, по которым проводится аттестация продукции по двум категориям – высшей и первой. Не аттестованные по этим категориям изделия подлежат снятию с производства (в виде исключения можно).

Анализ качества продукции проводится по данным годового и текущих отчётов предприятия о техническом уровне и качестве произведённой продукции. Основными показателями, характеризующими качество продукции, являются:

1) сортность – в лёгкой и некоторых др. отраслях промышленности;

2) зольность, влажность, наличие серы – в угольной промышленности;



3) содержание металла в руде – в металлургической промышленности;

4) наличие примесей – в отдельных производствах;

5) специальные технико-экономические показатели качества продукции – надёжность, долговечность, полезность и др.

Сортность продукции характеризуют удельный вес продукции высшей категории качества или 1-го сорта в общем объёме произведенной продукции и удельный вес каждого сорта в общем объёме или средний коэффициент сортности.

Удельный вес продукции высшей категории качества (или 1-го сорта):

К вкк(1с) =

где: ВПвкк(1с) – стоимость продукции высшей категории качества (1-го

сорта), грн.;

ВП – стоимость общего объёма выпуска продукции, грн.

Средний коэффициент сортности продукции (удельный вес каждого сорта) представляет собой отношение стоимости выпущенной продукции в целом к стоимости её по цене 1-го сорта:

Кср =

При анализе качества продукции устанавливается соответствие продукции стандартам и техническим условиям, наличие рекламаций – претензий потребителей продукции о несоблюдении качества поставляемой продукции. Выявляются объёмы и номенклатуры забракованных изделий, причины возникновения брака. Устанавливаются потери от штрафных санкций и лица, виновные в допущенном браке. Выявляются также причины и факторы, повлиявшие на технический уровень и качество выпускаемой продукции.

Заключительным этапом анализа является разработка мероприятий по улучшению качества выпускаемой предприятием продукции и даётся экономическая оценка эффективности реализации вариантов принимаемых решений.







Сейчас читают про: