Основной отличительной особенностью ТРЦ является питание двух смежных РЦ от одного общего источника сигнального тока (генератора) и возможность работы без изолирующих стыков. Такое построение ТРЦ сокращает число аппаратуры, кабеля для соединения аппаратуры с рельсовой линией, используемых частот сигнального тока и позволяет просто реализовать рельсовые цепи без изолирующих стыков.
На рис. 2.1 показана структура, поясняющая принцип построения ТРЦ
Сигнальный ток частотой F1 или F2 от генераторов Г подается в
рельсовую линию, по которой распространяется в обе стороны от точки
подключения. От генератора Г1 питается рельсовая цепь 1, от генератора
Г 2/3 – рельсовые цепи 2 и 3 и т. д. Путевые приемники ПП1 и ПП2, ПП3
и ПП4 подключаются к общей точке релейных концов РЦ. Приемники об- гируют на сигнал определенной частоты и амплитуды. Путевые реле
на выходах приемников нормально возбуждены. При нахождении подвижной единицы (или изломе рельса), например, на 4П путевое реле ПР4
|
|
обесточивается. Возбуждение этого реле от сигнального тока рельсовой
цепи 3П исключено из-за большого затухания частоты F2 в приемнике
ПП4(F1). Исключается и возможность возбуждения этого реле сигнальным
током частоты F1 от генератора Г1 рельсовой цепи 1П из-за естественного
затухания в рельсовой линии на протяжении трех РЦ (1, 2 и 3). Расчеты
показали, что уровень помехи от этого сигнала будет примерно в 100 раз
ниже уровня полезного сигнала, поступающего на обмотку реле от генератора собственной РЦ.
В отдельных случаях (при малой длине РЦ 2П и 3П и высоком уровне сигнала в 1П) предусматривается применение и чередование трех час-
тот. В связи с отсутствием изолирующих стыков шунтовой режим ТРЦ на-
ступает не только при нахождении подвижной единицы на участке пути
между генератором и приемником, но и при нахождении в некоторой зоне
за пределами подключения этих приборов. Эту зону называют зоной до-
полнительного шунтирования. Так, например, при приближении под-
вижной единицы на расстояние Lш от точки подключения генератора Г4/5
(см. рис. 2.1) путевое реле ПР5 обесточивается. Величина этого расстояния зависит от несущей частоты и удельного сопротивления балласта и в
предельном случае составляет 10-15% от длины рельсовой цепи.
Рассмотренная аппаратура размещается в станционном помещении
или в релейных шкафах в зависимости от типа АБ и соединяется с рель-
совой линией при помощи сигнального кабеля. На поле (непосредственно
у пути) размещаются устройства согласования и защиты УСЗ.
В реальных схемах для повышения помехозащищенности от тягово-
|
|
го тока и токов РЦ параллельного пути предусмотрена модуляция сиг-
нального тока частотами 8 и 12 Гц.
Диапазон несущих частот сигнального тока (400…800 Гц) принят
исходя из условия обеспечения оптимальных эксплуатационных характе-
ристик ТРЦ. Конкретные частоты в этом диапазоне были выбраны в про-
межутках между гармониками тягового тока и тока промышленной частоты.
Гармонические составляющие постоянного тягового тока имеют частоты
300, 600, 900, … Гц. Причем, чем выше частота, тем ниже уровень гармо-
ники. Поэтому в ТРЦ с аппаратурой первого поколения для систем ЦАБ
были выбраны частоты f8=425 Гц и f9=475 Гц. При разработке аппаратуры
второго поколения были добавлены частоты f11=575 Гц, f14=725 Гц и f15=775 Гц. Это позволило применять в системах АБ три частоты, исполь-
зовать ТРЦ на станциях в системе электрической централизации и на ли-
ниях метрополитенов в системе автоматического регулирования скорости.
В аппаратуре третьего поколения для повышения помехозащищен-
ности ТРЦ на участках с электротягой переменного тока были приняты не-
сущие частоты 420, 480, 580, 720 и 780 Гц, что позволяет использовать эти
ТРЦ при любом виде тяги. В децентрализованных системах АБ в подав-
ляющем большинстве случаев для ТРЦ3 достаточно использовать две
частоты. Так, в соответствии с нормами проектирования рельсовые цепи с
одинаковыми частотами могут повторяться при расстоянии 2000 м от пи-
тающего конца одной рельсовой цепи до приемного конца другой. То есть,
суммарная длина РЦ 1П, 2П и 3П (см. рис. 2.1) должна быть не менее 2000
м. При длине влияющей ТРЦ3 менее 750 м это расстояние должно быть
не менее 1750 м.
В ТРЦ4 используются частоты 4545, 5000, 5555 Гц.
Максимальная длина тональных рельсовых цепей Lmax=1000 м (для
ТРЦ4 – 300 м). При этом выполнение всех режимов работы ТРЦ обеспе-
чивается при rи min=0,7 Ом⋅км. С уменьшением минимального удельного
сопротивления изоляции рельсовой линии предельная длина ТРЦ снижа-
ется. Так, при rи min=0,1 Ом⋅км Lmax=250 м, при rи min=0,04 Ом⋅км Lmax=150 м.
ТРЦ может использоваться и с изолирующими стыками. При этом ее пре-
дельная длина увеличивается до 1300 м.
К тональным рельсовым цепям относятся также рельсовые цепи,
используемые в системе АБ-УЕ (диапазон частот 1900 - 2800 Гц). Исполь-
зование адаптивного путевого приемника (см. п. 1.4) позволило сущест-
венно увеличить длину этих рельсовых цепей по сравнению с рассмотрен-
ными выше. Необходимо отметить также, что РЦ системы АБ-УЕ являются
кодовыми. Далее рассматриваются ТРЦ разработки ВНИИЖТа.
Основные достоинства ТРЦ связаны с возможностью их работы без
изолирующих стыков. При этом:
1. Исключается самый ненадежный элемент СЖАТ – изолирующие
стыки (на долю изолирующих стыков приходится 27% всех отказов уст-
ройств СЖАТ).
2. Отпадает _необходимость установки дорогостоящих дроссель-
трансформаторов для пропуска тягового тока в обход изолирующих сты-
ков. При этом уменьшается число отказов по причине обрыва и хищений
перемычек и снижаются затраты на обслуживание.
3. Улучшаются условия протекания обратного тягового тока по рель-
совым нитям. 4. Сохраняется прочность пути с длинномерными рельсовыми пле-
тями.
В выбранном диапазоне несущих частот уровень гармонических со-
ставляющих тягового тока меньше, чем при более низких частотах, что по-
зволило:
1. Повысить помехозащищенность РЦ.
2. Повысить чувствительность приемников и, как следствие, снизить
мощность, потребляемую ТРЦ.
3. Кроме того, применение более высоких частот позволяет легче
реализовать добротные фильтры меньших габаритов и повысить защи-
щенность приемников от влияния соседних частот.
Возможность удаления аппаратуры от рельсовых линий на доста-
точно большое расстояние обеспечивает экономическую целесообраз-
|
|
ность применения ТРЦ в следующих случаях:
1. Для контроля свободности перегона и исправности рельсов в сис-
теме ПАБ, что повышает безопасность движения и дает возможность вне-
дрения систем диспетчерской централизации.
2. Для организации защитных участков требуемой длины в кодовой
и импульсно-проводной АБ. При этом установка дополнительных релей-
ных шкафов и линейных высоковольтных трансформаторов в пределах
блок-участка не требуется.
3. В качестве РЦ наложения для получения требуемой длины участ-
ков приближения к переезду. Это позволяет сократить до минимума преж-
девременность закрытия переезда.
4. На участках с пониженным сопротивлением балласта.
Кроме того, к достоинствам ТРЦ следует отнести отсутствие кон-
тактных реле, работающих в импульсном режиме, что существенно повы-
шает надежность и долговечность аппаратуры. Известно, что среди при-
боров СЖАТ наибольшее число отказов приходится на дешифраторы ко-
довой автоблокировки, трансмиттерные реле и импульсные путевые реле.
Недостатками ТРЦ являются малая предельная длина и наличие
зоны дополнительного шунтирования.