Лекция 3. Контроль за напряженным состоянием рельсовых плетей в процессе их эксплуатации. Определение условий устойчивости бесстыкового пути по методике ВНИИЖТа при угоне рельсовых плетей
3.1.Существующая методика поддержания температурного режима рельсовых плетей в процессе их эксплуатации.
Поддержание температурного режима рельсовых плетей по ТУ БП - 2000 предусмотрено только при угоне рельсовых плетей и реализуется выполнением следующего комплекса работ.
3.1.1.Предварительные работы:
устройство в пути маячных шпал через 100м (приблизительно) и разметка несмываемой краской меток на подошве и шейке рельса таким образом, чтобы край подкладок и метка на рельсе совпадали. Разметка краской производится при закреплении рельсовых плетей при оптимальных температурах (t 0 = t З , Δ t = 0) и, следовательно, совпадение меток на рельсах с краем подкладок означает отсутствие угона плети, а несовпадение меток – наличие угона и дополнительных к температурным продольных сил.
|
|
Рис. 3.1 "Маячная" шпала для контроля угона пути: 1- риска; 2- линия совмещения риски с кромкой подкладки
Периодические измерения подвижек (λ) рельсовых плетей по меткам выполняются вручную при помощи линейки с миллиметровыми делениями. Результаты замеров (с точностью до мм) заносятся в “Журнал подвижек рельсовых плетей”.
По результатам замера подвижек и их анализа согласно ТУ БП – 2000 принимаются следующие меры:
- При подвижках контрольных сечений в пределах 1-5 мм формируется ведомость подвижек и назначается следующий комплекс профилактических работ: проверка состояния скреплений, замена дефектных элементов, смазка резьбы, подтяжка клеммных и закладных болтов.
- При подвижках контрольных сечений в пределах 6-10 мм также назначается комплекс профилактических работ и, дополнительно к ним, определяются (расчетным путем):
- изменение расстояний (удлинение или укорочение) между смежными контрольными сечениями ∆l,
- отклонения фактической температуры закрепления Δ t уг от первоначальной t З (на плетях длиной более 800 м)
- новые (с учетом угона рельсовых плетей) температуры закрепления t 0
- вносятся изменения температуры закрепления в учетные документы рельсовых плетей плети порядком, установленным ТУ БП – 2000.
- при подвижках контрольных сечений более 10 мм назначается регулировка напряжений.
В настоящее время, перечисленные измерительные и расчетные работы выполняются вручную.
3.1.2. Определение фактического изменения длины отрезка рельсовой плети между сечениями на “ маячных” шпалах (∆lФ) определяется как разность измеренных значений перемещений сечений последующего (по ходу километров) λ i+1 и предыдущего λ i сечений по формуле
|
|
∆lФ = λ i+1 – λ I (3.1)
3.1.3. Определение удельного температурного эквивалента при угоне рельсовых плетей (∆ t уг. уд.).
Удлинение ∆ l стержня длиной l от действия силы P равно:
∆ l = (3.2.)
Где: E – модуль упругости материала стержня, F - площадь поперечного сечения стержня.
Удлинение ∆ l стержня длиной l при его нагреве на ∆ t ºС равно
∆ l = α L ∆ t (3.3.)
Где: α – коэффициент линейного расширения материала стержня
Так как в ТУ БП – 2000 (п.4.2) принято заменять состоявшееся изменение длины ∆ l отрезков рельсовой плети длиной l под действием механических сил при угоне действием температурных сил, то температурный эквивалент состоявшегося изменения длины определим приравнивая (3.2.) и (3.3.) и решая это равенство относительно ∆ t.
= α L ∆ t; ∆ t = (3.4.)
Принимая (по определению) P / F = σ; σ / Е = ε; ε = ∆ l / l
и подставляя их в (3.4.), имеем
∆ t = ∆ l / l (°С) (3.5.)
Принимая α = 11,810-6 1/град и ∆ l в мм. получим
∆ t = 85 ∆ l / l (°С)(3.6.)
Принимая ∆ l= 1мм и l= 100м,имеем
∆ t уг. уд =0, 85 (°С) (3.7.)
3.1.4. Определение отклонения фактической температуры закрепления рельсовых плетей при угоне рельсовых плетей.
Согласно ТУ БП- 2000 отклонение температуры закрепления рельсовых плетей определяется на каждой “маячной” шпале, т.е. через 100 м.
В этих случаях, отклонение фактической температуры закрепления рельсовых плетей ∆ t УГ при угоне рельсовых плетей, равном ∆ l мм равно
∆ t УГ = ∆ t уг. уд ∆ l = 0,85 ∆ l (°С)(3.8.)
3.1.5.Определение новой (фактической) температуры закрепления рельсовых плетей при их угоне.
Новая (фактическая) температура закрепления рельсовых плетей при сокращении длины отрезка плети между смежными “маячными” шпалами
t 0.УГ определится по формуле
t 0.УГ. = t З - ∆ t УГ (3.9.)
3.1.6. Определение условий устойчивости в местах угона рельсовых плетей.
Условие устойчивости бесстыкового пути в местах угона рельсовых плетей неравенством:
t 0.УГ. ≥ min t З (3.10.)
В настоящее время разрабатывается методика и технические средства для автоматизированного выполнения всех работ, предусмотренных ТУ – 2000, при помощи путеизмерителя КВЛ П и последующих его модификаций.
3.2. Разрабатываемая методика контроля за температурным режимом рельсовых плетей в процессе их эксплуатации.
3.2.2. Перечень и примерные виды выходных форм.
Ф - 1 | Журнал учета подвижек рельсовых плетей |
Вед.1 | Ведомость участков рельсовых плетей, требующих по результатам подвижек λ выполнения профилактических работ |
Вед.2 | Ведомость участков рельсовых плетей, требующих по результатам подвижек λ определения ∆l и t0. |
Вед.3 | Ведомость участков рельсовых плетей, требующих (по результатам определения ∆l > 10 мм) регулировки их напряженного состояния. |
Вед.3а | Ведомость нейтральных температур t 0, полученных по результатам изменения длины отрезков между маячными шпалами. |
Вед.4 | Ведомость рельсовых плетей, требующих (по результатам определения ∆l < 10 мм) корректировки t 0 в учетных документах |
Вед.5 | Ведомость рельсовых плетей, требующих ввода в оптимальный интервал закрепления по результатам выполнения условий: t 0 < min t 3, t0 > max t3 |
Вед.6 | Ведомость участков рельсовых плетей для ограничения скоростей движения поездов до 40 км/ч. |
Разрыв рельсовой плети может произойти зимой под действием больших температурных растягивающих сил. В местеразрыва образуется зазор, от величины которого зависит безопасность движения поездов.
Максимальная величина зазора будет в случае разрыва плети при
минимальной температуре рельса t min min или при изменении температуры рельса
|
|
∆ t u =t0 - t min min , (4.1)
где t0 - нейтральная температура закрепления рельса (можно принять t0 =max t З. ОПТ).
В месте излома (точка А рис.4.1 ) температурные напряжения равны нулю, ав пределах подвижных концов на длине lИ они возрастают до величины
σ t = 2.5 ∆t u (рис. 4.1). Длина подвижных участков в момент разрыва плети
(4.2)
— максимальная температурная сила, кН;
— погонное сопротивление зимой ( = 25 кН/м):
F — площадь поперечного сечения рельса, м2.
Рис. 4.1. Расчетная схема определения зазора в месте разрыва рельсовой плети: Pt — продольная температурная сила; Рп — сопротивлении продольному перемещению рельса в накладках; F— площадь поперечного сечения рельса; ∆tu — интервал понижения температуры (относительно нейтральной) к моменту разрыва рельсовой плети; —длина перемещения конца рельса после разрыва;—зимнее погонное сопротивление скреплений продольному перемещению рельса; λи— величина зазора в месте разрыва рельсовой плети
Величина зазора в месте разрыва плети
λи = (4,3)
Величина зазора прямо пропорциональна квадрату изменения температуры рельса и площади поперечного сечения рельса и обратно пропорциональна погонному сопротивлению сдвигу рельса по опорам. Следовательно, пользуясь зависимостью (4.3), можно решить две задачи:
· определить величину крутящего момента на гайках клеммных болтов, при котором зазор не превысит допустимую величину 50 мм;
· определить среднюю величину крутящего момента по известной величине раскрытия зазора при разрыве рельсовой плети.
Величина крутящего момента на гайках клеммных болтов
(4.4)
где N0 — число шпал на1 км.
Размерности величин: а, 1/°С; Е, Па; F, м2; , °С; λи, м.
Величина крутящего момента должна быть не менее 100 Нм.
После подстановки известных величин получим формулы для определения величин зазоров, мм,:
λР65 = 0,24 ∆t u / (4.5)
А если принять Р3 = 25 кН/м, то
λР65 = 0,010 ∆t u2 (4.6)
Увеличение начальных зазоров, мм, между концами плетей и уравнительных рельсов приблизительно можно подсчитать по формуле:
∆λР65 = 0,005 (∆t u - 7) 2 (4.6)
|
|
Пример 4.1.Приняв за температуру закрепления min t з.опт., определить величину зазора при разрыве рельсовой плети при М К = 150 нм и М К = 100 нм.
Лекция 5 Определение условий устойчивости бесстыкового пути по методике ВНИИЖТа при отступлениях от норм содержания в плане.
5.1. Определение отклонения фактической температуры закрепления рельсовых плетей при отступлениях от норм содержания в плане (Δ t РИХ).
5.1.1.Определение зависимости R min (Δ f). Фактические отступления от норм содержания пути в плане измеряются вагонами-путеизмерителями КВЛ П и программным обеспечением бортовой автоматизированной системы (БАС) КВЛ П и в настоящее время пересчитываются виде отклонений Δ f от номинальной стрелы изгиба fн, для хорды L = 20,0 м.Отступленияфактических стрел изгиба Δ f max от номинальных значений fн до максимальных значений f max. Установлены нормативным документом [2] вызывают уменьшение номинальных значений Rн радиуса до значений R min.
При этом
f max.= fн. + Δ f max. (5.1)
(5.2) .(5.3)
При хорде L = 20,0 м
(5.4)
Таким образом, при каждом отступлении от норм содержания в плане в каждой кривой вместо R н и f н имеем R min < R н и f max.> f н
Измененным параметрам плана (R min, f max) соответствуют другие (меньшие) предельные превышения температур, обеспечивающие поперечную устойчивость пути.
5.1.2. Определение зависимости Δt (Δf). Предельные превышения температур, обеспечивающие поперечную устойчивость пути, определяются зависимостью
Δt = 60,6 – 9360/ R н (5.5)
Изменение превышений температур по условию устойчивости (ΔΔtΔf) для сечения пути, имеющего максимальное отступление от норм содержания в плане можно выразить зависимостью.
ΔΔtΔf = - (5.6)
Подставляя в (5.6) (5.5) и (5.4) имеем
ΔΔtΔf = 60,6 – 9360/ R н -= 0,187 Δf
То есть при хорде L = 20 м,
ΔΔtΔf = 0,187 Δf (5.7)
При Δf = 1мм из (5.7) видно, что удельное изменение стрелы изгиба на каждый мм (ΔΔtΔf уд) снижает превышение температуры на 0,187 °С т.е
ΔΔtΔf уд = 0,187° С (5.8)
Или (используя терминологию ТУ-2000) отклонение фактической температуры закрепления рельсовых плетей при отступлении от номинальной стрелы изгиба на 1 мм составит 0,187 ° С
Δ t О.П,УД = 0,187 ° С (5.9)
При отступлении от номинальной стрелы изгиба или норм содержания, равном Δf, мм (Δf > 0)
Δ t О.П = Δ t О.П.УД · Δf (5.10)
5.1.3. Определение зависимости Δ tО.П (R MIN) .
C целью выявления слабейшего по условиям устойчивости сечения кривой необходимо определить сечение с наименьшим радиусом R MIN.
Выявление такого сечения можно осуществить непосредственно непрерывным измерением и записью текущего радиуса кривой. В настоящее время над этой задачей работает НПЦ ИНФОТРАНС – единственный в РФ производитель путеизмерителей с бортовой автоматизированной системой (БАС). Предполагается следующий алгоритм оценки устойчивости бесстыкового пути. (рис.5.1)
|
В этом случае (т.е. при непосредсвенном непрерывным измерением радиуса кривой) отклонения фактической температуры закрепления рельсовых плетей при отступлениях от норм содержания в плане(Δ t О.П) определяются следующим образом.
Нормативные значения допускаемых превышений температуры рельсовых плетей во всех ТУ - БП, действовавших с 1960 по 2000 г. г.[6], доводились до пользователя в табличной форме (см. таблицу 5.1)
Таблица 5.1
R | ∞ | ||||||||
[ Δty ] по(6) |
Указанные числовые значения [ Δtу ] достаточно точно аппроксимируются линейной функцией
[ Δtу ] = [58 – 9360/R]· К эп. (5.11.)
где: К эп – коэффициент, зависящий от эпюры шпал и равный при 1840 шп /км
К эп = 0,92, при 2000 шп /км К эп = 1,0.
Многолетняя практика эксплуатации бесстыкового пути в Советском Союзе и России не выявила каких-либо замечаний к зависимости (5.11), поэтому указанную зависимость без больших погрешностей можно использовать для определения [Δ tу ] в зависимости от R, в том числе для паспортных значений (R П) радиуса кривой или фактически измеренного значения радиуса (R Ф).
Таким образом, зная R П и минимальное значение фактически измеренного в пределах каждой круговой кривой радиуса (min R Ф) для участков круговой кривой, где
R П < R - отклонение фактической температуры закрепления рельсовых плетей
(∆ t О.ПЛ)ввиду отклонения RП до min R Ф определится следующим образом:
∆ t О.ПЛ = [Δ t] RП – [Δ t] MIN. RФ = [58 – 9360/ RП]· К эп - [58 – 9360/ min RФ]· К эп
∆ t О.ПЛ = К эп 9360 (1/ min RФ - 1/ RП) (5.12)
Таким образом, в кривых участках пути отклонение фактической температуры закрепления рельсовых плетей (∆ t О.ПЛ) можно определить по зависимостям (5.10) или (5.12).
5.2. Определение новой (фактической) температуры закрепления рельсовых плетей при отступлениях от норм содержания в плане.
Значение новой (фактической) температуры закрепления участка рельсовой плети в местах отступлений от норм содержания в плане определится по формуле
t О.О.ПЛ = t З - ∆ t О.ПЛ (5.13)
5.3. Определение условий устойчивости мест с отступлениями от норм содержания в плане.
Условие устойчивости бесстыкового пути в местах отступлений от норм содержания в плане определяется неравенством:
t О.О.ПЛ ≥ min t З (5.14)
Форма температурной диаграммы работы бесстыкового пути приведена на рис. 2.1.
Пример 5.1. По заданным значениям скорости движения поездов в кривой радиусом
R 2 и 3- ей степени отступления от норм содержания определить по методике ВНИИЖТа
5.1 - отклонения фактической температуры закрепления от первоначальной,
5.2- новую температуру закрепления,
5.3. Определить условия устойчивости бесстыкового пути в месте отступления от норм содержания в плане.
5.4. построить температурную диаграмму, приняв за температуру закрепления
min t з.опт.