Золотая Орда

Духовенство в первые годы вторжения монголо-татар

Но если князья-мученики были впоследствии канонизированы, то множество безымянных жертв монгольского завоевания, в том числе священномучеников, так никогда и не были причтены к лику святых. В годы татарщины это было невозможно по политическим причинам, а потом память о них постепенно стерлась.

Все они, безусловно, совершили великий подвиг. Простые люди защищали свою землю и веру. Священнослужители во дни Батыева погрома совершали богослужения, исповедывали воинов и горожан, воодушевляли на ратный подвиг. Большинство из них умирали потом при штурме с крестом в руках. Пока шел захват Руси, никаких поблажек духовенству не делали. Татаро-монголы резали всех подряд.

Известны лишь имена архимандрита Пахомия, игуменов Даниила и Феодосия – настоятелей владимирских монастырей, погибших при штурме города в 1238 году (день их памяти 23 июня). Сохранились и имена нескольких епископов, погибших в 1237 – 1240 годах. Среди них епископ Рязанский Евфросин (день памяти 10 июня), епископ Переяславский Симеон и епископ Владимирский Митрофан (день памяти 23 июня).

Подвиг епископа Митрофана

В мясопустное воскресенье 7 февраля, вскоре после заутрени, началось наступление татар. Владыка Митрофан вместе с великокняжеской семьёй и народом заперлись в Успенском соборе. Собравшиеся приняли иноческое пострижение от епископа Митрофана, исповедались, причастились Святых Таин и приготовились к смерти. Татары завладели городом и, придя ко храму, в котором находился епископ Митрофан с людьми, взломали церковные двери, разложили костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Тогда епископ Митрофан сказал: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих», затем благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских.

После побед над княжествами юго-западной Руси монголы двинулись дальше на Запад. Они разгромили немцев, поляков и венгров, разграбили Хорватию. Население Европы было в панике. Однако продолжения похода Батыева войска не последовало. Орда была измотана длительными боями. Русь, принявшая на себя основной удар, по сути, спасла Европу от повторения своей участи. Батый повернул назад и в 1243 году основал свое государство: оно называлось «Золотая Орда» и простиралось от Хорезма на востоке до Болгарии на западе, охватывало юг восточно-славянских земель и нижнее Поволжье.

Русь вошла в состав Золотой Орды на правах частичной автономии. С государственной самостоятельностью Руси надолго покончено. На берегах Ахтубы – одного из рукавов Волги, в 100 км от современной Астрахани Батый построил свою столицу – город Сарай-Бату. Сюда русские князья должны были прибывать к хану с выражением зависимости и покорности, для получения ярлыка на управление своими княжествами.

Так в 1242 году князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра Невского, был утвержден Батыем великим князем. Ярослав также должен был отправиться и в Каракорум (современная Монголия), ко двору великого хана монголов. Подобные визиты в Орду или в Монголию на первых порах должны были совершать большинство русских князей. В 1246 году во время одного из таких посещений Орды князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор (день памяти обоих 20 сентября) приняли мученический венец.

Подвиг святого мученика и исповедника князя Михаила Черниговского

Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: