Диагностируемые цели
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Укажите духовно-нравственные причины монголо-татарского нашествия на Русь.
2. Составьте краткий рассказ об одном из святых, упоминаемых в конспекте.
В результате урока ученик:
Знает:
- определения и свойства частных видов движений;
- что находить образ точки можно как пересечение образов фигур или на основе общих свойств движений;
- доказательства того, что частные виды движений являются движениями.
Умеет:
- строить образы фигур при различных видах движений;
- находить образ точки как пересечение образов фигур;
- находить образ точки на основе общих свойств движений, делать соответствующий вывод, исходя из определения конкретного отображения.
Понимает:
- на основе какого свойства движений можно находить образ точки как пересечения образов фигур;
- что движения можно использовать при доказательстве различных фактов (перпендикулярности двух прямых, принадлежности трех точек одной прямой и т.д.)
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: мел, доска, учебник.
Структура урока (45 мин.):
1. Мотивационно - ориентировочный этап (7 мин.);
2. Содержательный этап (33 мин.);
3. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.).
Ход урока.
Актуализация. Мотивация.
Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с понятиями отображения плоскости на себя, преобразования плоскости, движения плоскости и свойствами движений; изучили частные виды движений и их свойства.
Учитель: Давайте вспомним, что такое движение плоскости.
Ученики: Движение плоскости - отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками.
Учитель: Какими свойствами обладают движения?
Ученики: Движение отрезок переводит в отрезок, луч - в луч, угол - в равный ему угол, любую фигуру в равную ей фигуру.
Учитель: Выполним следующее упражнение.
Упражнение: При симметрии с центром Q окружность ω (О, ОR) и прямоугольник ABCD отображаются соответственно на окружность ω´(O´, O´R´) и прямоугольник A´B´C´D´(см. рис). Найдите образ заштрихованной фигуры F при симметрии с центром Q.
Решение:
1. ω (О, ОR)∩ ABCD=F.
2. По свойству преобразований пересечение фигур отображается на пересечение их образов. Поэтому,
.
Ответ: Фигура F´ образ фигуры F при симметрии с центром Q.
Учитель: Каким свойством движений мы пользовались при решении этой задачи?
Ученики: При движении пересечение фигур отображается на пересечение их образов.
Учитель: На какую фигуру при симметрии с центром Q отобразится следующая конфигурация (учитель обводит мелом другого цвета фигуру, представляющую собой объединение окружности и прямоугольника) Почему?
Ученики: Поскольку при движении объединение фигур отображается на объединение их образов, то данная конфигурация отобразиться на конфигурацию, представляющую собой объединение образов окружности и прямоугольника.
Учитель: Выделите образ данной фигуры мелом другого цвета (ученики выделяют).
Учитель: Рассмотренные свойства движений часто используются при решении задач, поэтому о них не следует забывать.
2. Мотивация. Постановка учебной задачи.
Учитель: На предыдущих уроках вами было изучено много нового теоретического материала. Сегодня мы выясним, как вы его поняли, выучили и как умеете использовать этот материал при решении задач.