Постановка проблемы (выбор темы)

На этом этапе возникают a priori ряд условий, необходимых для раскрытия темы. Одним из таких условий является наличие или отсутствие необходимых источников.

2. Сбор материала. Однако, особенно отчётлива видна роль источников на втором этапе, поскольку источник—главный носитель фактического материала. Само понятие «факта» очень разнообразно, поэтому выделяют три категории фактов:

1) Факты-события. Сами исторические события, факты самой реальности. Эти события находятся в разных территориальных и хронологических рамках. Это объективно существующие факты.

2) Факт-источник. Факты, отраженные в источнике, т.е. информация о событии (факт в отражении источника). Факт-источник несет в себе отголоски и объективного и субъективного восприятия автора.

3) Факт-знание. Создаётся исследователями с опорой на истчоник, исследователь претендует на то, что это уже научный факт, проверенный по источникам.

3. Создание системы выводов. Исследователь уже оперирует научными фактами,но об убедительности выводов в науке судят, прежде всего, по добротности источниковедческой базы, на которой построено исследование.

В распоряжении исследователя есть две точки опоры: источники и литература.

Логика познания:

событие→источник→научное знание

Событие и источник сближает то, что они возникают и существуют независимо от исследователя. Любой источник, каким бы полноценным и адекватным он не был, всегда беднее самого события, он не в состоянии исчерпать событие до конца и показать все его грани. Понимая эта, исследователи идут по пути максимального сбора источников по изучаемой проблеме. К тому же, пытаются привлечь источники с разных, зачастую диаметрально противоположных, сторон в исследование.

Источник и научное знание отличаются по целям, задачам, способу воплощения. Источники это продукт реальной жизни людей. Научное знание—это результат наунчого исследования.

К тому же, источниквозникает в ходе непосредственного общения автора с событиями. А вот знание, возникает в ходе деятельности опосредованного характера =>

Источник:

-это помятник прошлого или настоящего, непосредственно отражающий ту или иную действительность

-это едсинвто объективного и субъективного (субъективный образ объективной реальности)


[Тема 3]. Отечественные и западные исследователи о понятии «источник».

Впервые с употреблением термина «источник русской истории» мы встречаемся в работе немецкого ученого А.Л. Шлецера «Опыт изучения русских летописей» (1768 г.), где употреблялся термин Quelle.

В начале XIX в. термин Quelle завоевывает признание в немецком источниковедении. Его применяют также М.Каченовский, Н.Карамзин, но не разясняя значения этого понятия.

В конце XIX в. происходит формирование источниковедения как особой исторической дисциплины. Эрнест Бернгейм: Источник—это материал, из которого наша наука черпает познанине. По его мнению, исторический источник, как генетически (по происхождению), так и функционально (по использованию), связан с человеческой деятельностью:

-прошлой деятельностью человека

-познавательной деятельностью историка.

При чём, деятельность определяется, прежде всего, психической причинностью. (сознание, воля, мышление, чувства и т.д.).

1894 г. В.О.Ключевский. Источник —письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ.

1898 г. Шарль Ланглуа, Шарль Сеньобос (позитивизм) «Введение в изучение истории». Источник (=документ)— следы, оставленные мыслями и действиями некотгда живых людей.

Этапы научного познания:

1. Этап предварительных сведений—отыскания и собирания документов.

2. Этап аналитических процессов—критика источника, в ходе которой отделяются достоверные факты от недостоверных.

3. Этап систематизации фактов, т.е. осуществления самого исторического построения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: