И.Д. Ковальченко

Открытая (1)—Скрытая (2)

Прямая (1)—Косвенная (2)

Процесс изучения источника сложен ещё и потому, что, как правило, не стыкуются цели автора и цели исследователя.

(1) это та информация, которая включена автором в текст источника преднамеренно (специально, целенаправлено).

(2) это информация, включенная в источник непреднамеренно (попутно), она как бы сопутсвует прямо информации. Умение видеть (2) информацию намного расширяет для исследователя информационные возможности. (2) информация указывает исследователю путь системного (логического) поиска других источников по изучаемой проблеме и помогает реализовать логику системмного подхода. (2) информация бывает крайне важна для исследователя в случае существования пробелов в источниках, поскольку она может оказаться единственным свидетелем каких-то очень важных событий, людей. (2) информация, в силу своей логики появления в источниках, наименее подвержена субъективному авторскому воздействия и в этом смысле она более достоверна (не всегда!).

Любой источник непосредственно отражает не только какие-то факты, фиксируемые автором, но и сами условия своего создания, т.е. цели, намерения автора, его взгляды, особенности менталитета, оосбенности его личности и т.д.

(1) это то, о чём автор говорит, это видимая нами информация, конечно, она нуждается в проверке.

(2) невидимый нами подтекст, который состоит из условий создания памятника. (2) информация явлется важным условием проверки о ценки (1) информации. (2) информация может представлять самостоятельный интерес политических, идеологических, психологических и др. особенностей того или иного времени.

Понятие информации в науке, по мнению И.Д.Ковальченки, может трактоваться в широком и узком смыслах:

-в широком смысле —информация это вся совокупность сведений, которые содержатся в источниках.

-в узком смысле —это та часть сведений, которая вовлечена в научный оборот и используется для изучения конкретных проблем.

3 аспекта информации:

-прагматический (целевой).

Автор любого источника всегда преследует цель. Сведения, включенные в источник, всегда нунжы для решения каких-то личных/общественных задач. Целевая заданность источников и целевой характер информации не исключают её объективности. Всякий источник содержит какую-то объективную информацию или о факте, или о самом авторе, поэтому нельзя делить источники на плохие/хорошие, пригодные/непригодные.

-семантический аспект (содержательный).

Информация:

-выраженная (1)

-структурная (2)

(1)—информация, которая особзнанно фиксируется автором.

(2)—информация, которая вносится автором непроизвольно, она отражает взаимосвязи, присущие любым событиям, явлениям, процессам. Этих взаимосвязей всегда намного больше, чем выраженной информации.

[этот аспект похож на 2-ой срез информации по М.А. Варшавчику: открытая—скрытая информация.]

-синтаксический аспект (составленческий).

Этот аспект касатся способов фиксирования информации:

-описательно (через быквы)

-измерительно (через цифры)

-изобразительно (живопись и т.д.)

-фоносигнально (через звук)

-и др.

Универсальной формой выражения информации являются естественые языки, поэтому именно письменные источники—основная категория источников для гуманитарных наук.

Т.о., центральной проблемой гуманитарного знания является повышения информативной отдачи источников (!).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: