Проблема эффектов последовательности
Как контролировать факторы задачи
Схемы контроля за факторами времени в эксперименте с одним испытуемым
Повышение внутренней валидности с помощью первичного контроля
Факторы, угрожающие внутренней валидности
Изменения во времени
· Известные побочные факторы: время дня, уровень шума, температура, влажность, освещенность
· Нестабильность во времени: нельзя пробы проводить в точности, как другие, изменчивость побочных факторов (во сколько испытуемый лег спать, что съел на ужин, самочувствие и настроение испытуемого; сама ситуация эксперимента влияет на поведение: пример с «Хауторн»), вариации НзП (разное отношение, удобство/неудобство применения НзП, яркость света, вкус сока), изменения ЗП (не всегда один и тот же ответ на одну и ту же НзП, усталость, снижение внимания, изменения процедуры измерения)
· Различия экспериментальных задач (один и тот же метод нельзя применить к одной и той же пьесе)
|
|
· Эффекты последовательности, эффекты порядка или эффекты переноса
· Предубеждения экспериментатора
Контроль – любой способ усовершенствования экспериментов, который приближает их к безупречному
Ненадежность – устойчивость результатов при повторении эксеримента
· Выбор адекватного количества проб
· Сокращение изменчивости во времени – организация и протоколирование эксперимента, точность в эксперименте
Систематическое смешение НзП с другими факторами, изменяющимися во времени
Схема случайной последовательности
· Пробы коротки, но их много, испытуемый не должен знать о состоянии НзП
· Исключается всякая возможность систематического смешения НзП с факторами времени
· Увеличение проб – повышение надежности эксперимента
Схема регулярного чередования
· Большое число проб, их необязательно распределять случайно
· Но возможно систематическое смешение НзП
Схема позиционно уравненной последовательности
· Мало проб
Случайная последовательность
· Пары задач одинаковой трудности
Регулярное чередование
· Нет систематического смешения с факторами задачи
Позиционно уравненная последовательность
Однородные и неоднородные эффекты
Симметричные и асимметричные эффекты
Корнилова Т.В. «Экспериментальная психология» (стр. 34 – 36, 48 – 51, 57 – 74, 77 – 81, 93 – 96, 98 – 100, +36 – 40)
Глава1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.3. Эмпирические данные и установление экспериментальных эффектов
Теоретические методы vs эмпирические методы и моделирующий подход
Эмпирическая проверка гипотез: Эмпирический сбор данных → проверка теорий и моделей → переход от теоретизирования к проведению опытов → получение опытных данных и установление эмпирических зависимостей
|
|
Метод – путь или способ организации исследования, отражающий определенное познавательное отношение к изучаемой реальности и нормативы проверки научных гипотез
Эмпирические методы – методы психологического исследования, характеризующиеся разными путями или способами, сбора опытных данных. Это исследовательские приемы, реализующие определенное познавательное отношение к изучаемой субъективной реальности, отраженное в нормативах метода
Эксперимент – один из эмпирических методов, т.к. предполагает получение эмпирических данных. + Теоретико-экспериментальное обоснование каузальной зависимости, проверка научных гипотез как включающих определенные объяснения
Экспериментальный контроль – все приемы контроля переменных и условий в п/э
Контроль за выводом – логика обсуждения возможностей интерпретации установленной эмпирической зависимости как в пределах исследования, так и психологических обобщений за пределами ситуации исследования
Эмпирическая зависимость шире эмпирического факта
Любой метод → эмпирические данные. Управление переменными, э/контроль, гипотетико-дедуктивная логика → экспериментальные эффекты
Экспериментальный эффект: исследование → установление (= принятие решения о получении э/эффекта) факта или наблюдение закономерности